21 сентября 2018 г.

Слава Шрилы Дживы Госвами


В наши дни мы отмечаем дни явления и ухода одного из шести выдающихся Госвами - Шрилы Дживы Госвами. Я хочу рассказать вам о его жизни и бескомпромиссности. Если мы будем прославлять вайшнавов, майя, иллюзорная энергия, не сможет на нас повлиять. 


Отца Дживы Госвмипада звали Анупамой, он был родным братом Шри Рупы и Санатаны Госвами и был направлен лишь на своего Иштадева Господа Рамачандру. 

Когда Джива Госвамипад подрос, его отец покинул этот мир, и мальчик переехал к своим родственникам. В то же самое время он встретил Нитьянанду Прабху. Будучи очень смышленым и талантливым, Джива Госвамипад всего за два года смог освоить Веды, Пураны, Упанишады и остальные писания. Вместе с Нитьянандой Прабху они совершили парикраму по Надавдипа-дхаме (святой земле Навадвипы). Шрила Бхактивинода Тхакур прославляет в своих трудах эту парикраму и беседы между Нитьянандой Прабху и Дживой Госвамипадом. Джива Госвамипад также получил милость от Вишнуприи-деви, супруги Господа Чайтаньи Махапрабху.

Во время Навадвипа-дхама парикрамы, Нитьянанда Прабху обратился к Дживе Госвами: «О, Джива! Отправляйся во Вриндаван к своим дядям, Рупе и Санатане Госвами и оставайся с ними». Джива Госвами внял словам Нитьянанды Прабху и отправился во Вриндаван. 


По пути во Вриндаван, он решил остановиться на несколько дней в Каши, Варанаси, чтобы послушать искусного знатока Веданты, ученого Мадхудусану Вачаспати. Особенно Дживу Госвами интересовала беседа между Господом Чайтаньей Махапрабху и Сарвабхаумой Бхаттачарьей об Адвайта-сиддханте (не двойственные заключения) и то, как Господь Чайтанья Махапрабху разгромил философию имперсонализма. Время шло, и вот уже несколько месяцев Джива Госвамипад слушал хари-катху из лотосных уст Мадхудусаны Вачаспати. Затем, он прибыл во Вриндаван и примкнул к Рупе и Санатане Госвами, получив дикшу от Рупы Госвамипада. 

Однажды, когда Шрила Рупа Госвами писал одну грантху (священный текст), к нему пришел очень выдающийся ученый Валлабхачарья. Он спросил Рупу Госвами: «Рупа, что ты пишешь?». Рупа Госвами ответил: «Я пишу "Бхакти-расамрита-синдху"». Валлабхачарья снова спросил: «А какой стих ты пишешь?» Рупа Госвамипад ответил: 

бхукти-мукти-спрха йаватпишачи хрди вартате 
тавад бхакти-сукхасйатракатхам абхйудайо бхавет 

«Материальное желание наслаждаться этим миром и желание освободиться от материального рабства сравнивают с двумя ведьмами. Они преследуют человека, подобно злым духам. Пока эти две ведьмы находятся в его сердце, о каком трансцендентном блаженстве можно говорить? Пока в сердце есть эти ведьмы, трансцендентное блаженство преданного служения познать невозможно». 
(Ч.-ч, Мадхья, 19.176) 

Валлабхачарья опроверг то, что написал Рупа Госвамипад, сказав: «Рупа, почему ты сравнил мукти, освобождение из материального мира с ведьмой? Ведь его не так легко достигнуть?» Рупа ничего не возразил, потому что он был очень смиренным. Вайшнавы всегда очень смиренны. 

Он ответил: «Ты очень сведущ. Пожалуйста, исправь мои стихи так, как считаешь нужным». Валлабхачарья сказал: «Уже полдень. Я должен принять омовение в Ямуне. Возможно, завтра я приду и внесу исправления». 

В то время Джива Госвамипад был еще очень юным. Он услышал эту беседу и очень разгневался на Валлабхачарью, но не сказал ни слова в присутствии своего гуру. Джива Госвами думал: «Все, что пишет мой Гурудев – совершенно. Как этот человек может исправлять книги моего Гуру?» 

Увидев пустую чернильницу, Джива Госвамипад попросил у Рупы Госвами разрешения наполнить ее и пошел к Ямуне в то место, где Валлабхачарья принимал омовение. 

Там он подошел к Валлабхачарье и сказал: «Все, что пишет мой Гурудев – совершенно. Почему же вы хотите исправить его стих?» 

«Потому, что твой Гурудев сравнил мукти с ведьмой». 

«Нет, нет. Мой Гурудев сравнил с ведьмой желание обрести мукти». 

Джива Госвамипад одержал верх над Валлабхачарьей, и тот задумался. После омовения он вернулся к Рупе Госвамипаду. Он спросил: «Рупа, кто этот мальчик? Он очень разумен». 

Рупа Госвамипад очень смиренно ответил: «Нас с ним связывают два типа отношений. Он мой племянник и ученик». 

«Знаешь, я не буду исправлять твою книгу, потому что он одержал надо мной победу. 

Когда Валлабхачарья ушел, Рупа Госвами рассердился на своего ученика. Он сказал: «Джива, чему нас учит Чайтанья Махапрабху?» 

тринад апи суничена 
тарор ива сахишнуна 
аманина манадена 
киртанийах сада харих

«Непрестанно воспевать Святое Имя Кришны может лишь тот, кто смиреннее травинки и терпеливее дерева, кто выказывает надлежащее почтение окружающим и к себе такового не ждет». (Ч.-ч., Ади, 17.31) 

Шри Рупа Госвами продолжал: «Он – ученый, который пришел ко мне за именем, славой и репутацией. Почему ты не выразил ему почтение? Ты не достоин оставаться со мной и совершать бхаджана-садхану. Уходи!» 

Джива Госвамипад ушел и прибыл в место, где ранее жили крокодилы. Он три дня не принимал прасад и думал: «Что же мне делать?» 

Все жители Вриндавана, включая Санатану Госвами, искали его. Люди между собой говорили, что он живет в крокодильей норе.

Когда Санатана Госвамипад нашел Дживу Госвами, он привел его к Рупе и сказал: «Рупа, чему нас учит Чайтанья Махапрабху? 

- Дживе дайя паро дхармо - оказывать милость всем живым существам. 
- Но Джива - тоже живое существо. 

Тогда Шрила Рупа Госвамипад вновь дал Дживе Госвами прибежище своих лотосных стоп, обняв его, и тот вернулся к служению своему гуру

Итак, какова мораль этой лилы? С одной стороны, Рупа Госвамипад, с другой – Джива Госвами. Рупа Госвами говорит, что надо всегда быть смиренным и почитать других. А у Дживы Госвамипада сильная вера в своего гуру. В писаниях говорится, что тот, кто критикует гуру, никогда не обретет веру. Поэтому, будьте осторожны. Гурупада-падма-ништха, имейте твердую веру в лотосные стопы духовного учителя, никогда не критикуйте его и вайшнавов. И никогда не общайтесь с теми, кто критикует гуру или вайшнавов, иначе вы не сможете оказывать им должного почтения. Вайшнав – это гуру, а гуру – это вайшнав. Всегда. Нет разницы между тем и другим. Вы получили дикшу от одного гуру, а кто-то другой – от другого. Так в чем разница? Ваш Гурудев для меня вайшнав, а мой Гурудев для вас вайшнав. И нет никакой разницы между гуру и вайшнавом. Тот, кто критикует гуру и вайшнавов никогда не сможет получить общение с ними. Будьте осторожны. Гуру-нинда… Наши шастры говорят: «Никогда не смотрите в лицо того, кто критикует гуру или вайшнава». Будьте очень осторожны. Совершайте садхану и бхаджан и никого не критикуйте. 


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж 
Бразилия, 28 декабря 2014