20 мая 2016 г.

История о Господе Нрисимхадеве и Прахладе Махарадже

Шри Шри Гуру Гауранга Джаятах!!!
Дорогие преданные, пожалуйста, примите наши смиренные поклоны.  
В этот в высшей степени благоприятный день явления Господа Нрисимхадева, представляем вашему вниманию незабываемую Хари-катху дорогого Шрилы Гурудева, которую он дал в ходе Бхагават-саптахи в Дели в марте 2013 года.

По милости гуру-варги и Господа Нрисимхадева мы обсуждаем «Шримад-Бхагаватам». Сегодня четвертый день Бхагавата-катхи, и мы будем раскрывать глубокие, сокровенные темы, связанные с рождением Кришны. 

Также сегодня мы продолжим обсуждать историю о Шри Нрисимхадеве. Шукадева Госвамипад описал в ней характер шуддха-бхакты Прахлады Махараджа.

Итак, получив благословение от Брахмы, демон Хираньякашипу  стал свирепствовать, убивая брахманов, благочестивых людей и коров. Где бы ни были установлены храмы с Божеством Вишну, он разрушал их. Считая себя врагом Господа Вишну, демон повсюду провозгласил: «Лишь Хираньякашипу является Богом, и в каждом доме должно быть его мурти». Если в каком-либо доме не было божества Хираньякашипу, его сжигали. Демон думал, что теперь он Бхагаван и провозгласил это на все свое царство.

В это время его сын Прахлада Махарадж, находясь в лоне своей матери Каяду, обучался в ашраме Нарады Муни. По истечении 60 тысяч лет он встретился со своим отцом, чему тот был несказанно рад. Вскоре Хираньякашипу отправил маленького Прахладу в школу демонов. На тот момент гуру демонов Шукрачарьи не было в гурукуле. Там были только два его сына и ученика –  Шанда и Амарка, и именно к ним послали Прахладу Махараджа. В гурукуле ученикам преподавали вещи, связанные с политикой, экономикой, управлением государством и тому подобным. Также там учили искусно разговаривать, выбирая сладостные слова, чтобы очаровывать людей и склонять их на свою сторону. Шанда и Амарка были  двумя главными преподавателями школы и основными последователями Шукрачарьи.

После нескольких дней обучения в гурукуле, Хираньякашипу посадил Прахладу Махараджа к себе на колени и мягко спросил его: «О, мой сын, чему ты научился в школе? Расскажи, какой твой самый любимый предмет?» Прахлада Махарадж ответил:

тат садху манйе 'сура-варйа дехинам 
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета 

«О лучший из асуров, о царь демонов, мой духовный учитель объяснил мне, что любой, кто получил бренное тело и поглощен преходящими семейными заботами, всегда пребывает в беспокойстве, ибо свалился в темный колодец, где нет воды, а есть только страдания. Человек должен оставить мирскую жизнь и уйти в лес [вану]. Это значит, что ему следует отправиться во Вриндаван, где безраздельно царит сознание Кришны, и так обрести покровительство Верховной Личности Бога».
(Шримад-Бхагаватам, 7.5.5)

Прахлада Махарадж сказал своему отцу: «Этот мир похож на колодец, в котором нет воды, поэтому необходимо отправиться к чистому преданному, слушать его хари-катху и воспевать святое имя. Что делают люди в материальном мире? Они пытаются копить богатство и предаются чувственным удовольствиям. Все, что они приобретут в этом мире, в конце концов принесет им лишь страдания и разочарования. Это очень болезненно и не приносит счастья. Прахлада сказал: «О, отец, этот мир, как пустой колодец! Что же делать? Нужно отправиться во Вриндаван, принять прибежище у чистых преданных, общаться с ними и слушать их хари-катху».

Когда Хираньякашипу услышал эти слова, а в особенности имя Вишну, он разъярился и скинул ребенка с колен: «Как ты смеешь упоминать имя того, кто убил моего брата?» 

Хираньякашипу был очень разгневан, но его советники сказали: «Послушай, это всего лишь маленький ребенок. Ему пять лет, и он не знает, что хорошо, а что плохо. Он просто где-то чего-то наслушался и теперь повторяет, как попугай. Не обращай внимания. Отправь его назад в гурукулу, пусть продолжает обучаться. Там он получит знания о политике и о том, как управлять государством».

Хираньякашипу вернул сына в ашрам Шанды и Амарки. Через несколько дней он позвал мальчика в свое собрание и спросил: «Сынок, чему же ты обучился в гурукуле?» На этот раз Прахлада Махарадж процитировал стих, который описывает преданное служение:

шраванам киртанам вишнох 
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха
тан манйе 'дхитам уттамам 

«Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».
(Шримад-Бхагаватам, 7.5.23-24)

«О, отец, самое возвышенное знание – это то, что следует слушать о Боге, медитировать на лилы Верховного Господа Вишну. Пада-севанам – совершать парикраму вокруг Божеств, парикраму вокруг храма, дхамы и Туласи.  Следует также проводить арчану, поклоняться Тхакураджи, служить Господу в настроении дасьи (слуги) или в дружественных отношениях. Атма-ниведанам - полностью предаться Его Лотосным Стопам».

Итак, это девять видов преданного служения, которые Прахлада Махарадж поведал своему отцу. Но прежде, чем совершать эти виды бхакти, сперва следует полностью предаться своему гуру. Простое слушание – это еще не бхакти. Вы должны безусловно вручить себя своему духовному учитлю, и только тогда вы сможете правильным образом слушать хари-катху.

Таким образом, самое первое – это предание. В чем суть наставлений «Бхагавад-Гиты»? - в том, как нам предаться лотосным стопам Кришны. Наставляя Арджуну, Бхагаван тем самым указывает людям: «Все взаимоотношения в этом мире зависят от Меня, поэтому следует предаться только Мне одному. Я освобожу тебя от всего неблагоприятного». Когда кто-то полностью предается Господу, Он становится свободным от всех видов греховных реакций. Также он освобождается и от последствий своей деятельности. Подобно тому, как вода поступает через корень в ствол дерева и питает все листья, полностью предавшись гуру, живое существо освобождается от всех своих греховных реакций. И когда оно поклоняется Господу Вишну, то и все полубоги становятся удовлетворены.

Другой пример: когда вы употребляете пищу, она попадает в желудок и, распространяясь по всему телу, удовлетворяет все чувства. Вы не можете дать пищу своей руке или отдельной части тела. Шрила Шукадева Госвами объясняет, что Бхагаван Шри Хари является источником всей религии, и он также описывает девять видов бхакти, т.е. девять процессов достижения Господа.

Вернемся к истории. Снова и снова слыша имя Вишну, убийцы его брата, Хираньякашипу еще больше гневался. Он приказал своим приспешникам убить Прахладу. Чего они только ни делали: кидали его под ноги слона, сбрасывали с высокой скалы, опускали в океан и яму со змеями, заставляли выпить яд, но Господь всегда спасал Прахладу. 

У Хираньякашипу была сестра, которая обладала мистическими силами. У нее было благословение, что огонь не сможет сжечь ее
и не причинит никакого вреда. С Прахладой на руках она вошла в костер, но тут же сгорела, а мальчик остался невредим. Таким образом, если  Господь желает защитить кого-то, с ним ничего не произойдет. Бхагаван объясняет: «Того, кто обладает исключительной преданностью Мне, Я Сам буду обеспечивать всем необходимым и оберегать то, что у него есть».

Ничто не могло навредить Прахладе, и Хираньякашипу размышлял: «Как же убить его?» Советники демона подсказали ему отвести мальчика обратно в гурукулу. Но прежде, чем сделать это, Хираньякашипу спросил: «Скажи, это твои школьные учителя обучили тебя преданности Вишну?» Прахлада Махарадж ответил: «О, мой отец, знаешь, что означают имена моих гуру Шанда и Амарка?
» Шанда переводится как «бык». Быка никак нельзя использовать в служении. Он пригоден лишь для рождения теленка. Амарка же в переводе означает «обезьяна». Если нести что-то в руках, проходя мимо обезьяны, она обязательно попытается это украсть. Например, если во Вриндаване по дороге рядом с  Сева-кунджей вас увидит с чем-то в руках обезьяна, то она обязательно заинтересуется. С виду это тихие и спокойные животные, изображающие ложное отречение, но на самом деле очень жестокие. 

Как же эти два гуру могли обучить меня преданности Вишну? Они никогда не давали мне этого знания. Следует отвергнуть того Гуру, который не следует никакому этикету, не знает ни шастр, ни философии, потому что не является сад-гуру. Если он будет принимать учеников, то и он, и его ученики отправятся  в ад.

Далее Прахлада Махарадж объяснил, что защитником всех джив является Господь Вишну. Если гуру не говорит о Вишну, значит, он не является асад-гуру, или попросту лжецом. К
акое благо может принести другим тот, кто сам погряз в материальных желаниях и наслаждениях? Представьте ваши руки, связанные веревками. Кто сможет развязать их? Только тот, чьи руки свободны. Таким же образом, только освобожденные души могут спасти джив от страданий. 

Вы можете спросить: «О, Махарадж, как же нам узнать, кто является освобожденным, а кто нет?
» По определенным признакам. Бхактивинода Тхакур приводит пример: тот, кто полностью предался лотосным стопам Вишну и думает, что он является лишь Его слугой, кто двадцять четыре часа в сутки погружен в служение Господу телом, умом и речью, - является освобожденной душой. Что он делает? Он все предлагает в этом мире для служения Господу. Есть много признаков освобожденных душ, которые описали наши ачарьи. Как следует обратиться к гуру? Так же, как мы бросаем дрова и гхи в жертвенный огонь, совершая огненное жертвоприношение,   мы должны предаться лотосным стопам Гурудева. Предложить себя полностью, без пути назад. Тот, у кого есть знание всех шастр, кто полностью погружен в игры Господа и спонтанно ощущает всевозможные реализации в своем сердце, является сад-гуру

Прахлада Махарадж сказал: «Как эти два «гуру» могут дать мне знания? Они ведь полностью связаны этим материальным миром». Советники сказали Хираньякашипу: «Просто отправь опять этого ребенка в гурукулу».

Прахлада вернулся в школу и стал там обучать своих одноклассников. Он говорил: «Посмотрите, друзья, все в жизни приносит страдания. Совершайте бхагават-бхаджан, и вы всегда будете счастливы. Тот, кто получает человеческое рождение и не совершает преданное служение Господу, является глупцом. Еда, сон, защита и совокупление – общие процессы как для людей, так и для животных. В чем же тогда разница между ними? Она заключается в том, что люди могут совершать поклонение Господу.

«Шримад-Бхагаватам» говорит – в каком бы теле не находилось живое существо, оно живет этими четырьмя процессами: еда, сон, защита и совокупление. Только в человеческом теле можно совершать бхагават-бхаджан


Прахлада обучал своих одноклассников: «Друзья, послушайте, вы должны с детства совершать преданное служение Господу. Это человеческое рождение является очень редким. Только по милости Бхагавана мы получили его. Однажды это тело будет уничтожено, разрушено. Итак, с детства вы должны следовать бхагавата-дхарме, религии поклонения Господу». 

Прахлада Махарадж давал эти наставления своим одноклассникам, а они спрашивали его: «Ведь ты родился в семье асуров. Мы тоже демоны и родились в демонической семье. Наши гуру никогда не рассказывали такую сладостную хари-катху, которую даешь 
ты. Как ты осознал это?» Прахлада ответил: «Друзья, когда я был в лоне своей матери, Нарада Риши поведал все эти истории ей, и я тоже слушал. Все это произошло лишь по милости моего Гурудева»

Мальчики продолжали спрашивать: «Как же ты получил общение такого возвышенного гуру?» Прахлада Махарадж ответил: «Это случилось благодаря результатам моей благочестивой деятельности, сукрити. Пока вы не обретете сад-гуру, вы не сможете освободиться из этого материального мира».


Наши ачарьи прекрасно описывают историю жизни Прахлады Махараджа. В прошлой жизни он родился в брахманической семье, но был привязан к проститутке. Однажды они поссорилась, и он, разочаровавшись, отправился в лес. По милости Господа в тот день был Нрисимха-чатурдаши, день явления Господа Нрисимхадева. Брахман был настолько расстроен, что у него пропал аппетит, он не принимал пищу и даже воду. Ночью, когда животные в лесу стали рычать, издавая устрашающие звуки, он залез на дерево, под которым находилось небольшое Божество Нрисимхадева. Брахман сидел на дереве и размышлял о своей судьбе - почему он родился в брахманической семье, но привязался к распутной женщине и так далее. В итоге он стал плакать, и слезы, катившиеся из его глаз, попали на Божество Нрисимхадева. Господь подумал: «О, великие преданные совершают абхишеку Моему Божеству с помощью панчаамриты, а этот уникальный преданный совершает абхишеку своими слезами! Пусть все благоприятное придет в его жизнь».

Тот брахман неосознанно не принимал никакой пищи и получилось так, что он оставил тело, а в следующем рождении явился как Прахлада Махарадж. Если осознанно или неосознанно полностью поститься в Нрисимха-чатурдаши, можно получить великий результат! Так же, осознанно или неосознанно, служа святому, вы получите такой же благоприятный результат. Прахлада сказал: «Еще будучи в лоне своей матери, я получил общение с великим преданным Нарадой. Я принял его своим духовным учителем. Он мой гуру. По милости своего Гурудева я обрел все знания шастр и преданности».

Таким образом, Прахлада Махарадж вдохновлял своих одноклассников следовать пути бхакти. Они стали развивать настроение преданного служения и повторять святые имена. Шанда и Амарка отправились к Хираньякашипу и рассказали об этом:  «Твой ребенок является бхактой Господа Вишну, и теперь все его одноклассники стали преданными».

Хираньякашипу позвал своего сына и сказал: «Ты постоянно повторяешь имя Вишну. Разве ты не боишься, что я убью тебя?» Без какого-либо страха Прахлада Махарадж ответил: «Всякая сила дается Самим Бхагаваном. Все твое могущество, слава и энергия пришли к тебе также от Господа». Хираньякашипу крикнул: «Эй, перестань повторять ”Вишну, Вишну”! Где твой Вишну?» Прахлада Махарадж сказал: 
- Вишну вездесущий, Он находится повсюду. 
- Повсюду? – закричал Хираньякашипу, - Что он даже в воздухе, воде, горах и в огне? 
- Тот, кто принимает Бхагавана, видит Его везде. 

Хираньякашипу сильно разгневался: «Что, и в этой колонне тоже твой Вишну есть?» Прахлада Махарадж ответил: «Да, мой Господь также находится и там». Тогда демон достал свою палицу, замахнулся и с силой ударил по колонне.

В этот момент из нее вышел разъяренный Господь в образе получеловека-полульва, и  заревел на Хираньякашипу. Тот остолбенел, не понимая, кто возник перед ним. Бхагаван пожелал насладиться расой борьбы и сражения, и поэтому Он явил эту лилу

Хираньякашипу сказал Нрисимхадеву: «Я бессмертный, Ты не можешь убить меня, потому что сам Брахма дал мне благословения». Господь ответил: «То благословение, которое дал тебе Брахма, не поможет тебе. Заметил ли ты, что сейчас ни день и ни ночь, а сумерки. Сейчас идет тринадцатый месяц, который называется Пурушоттама, и Я убью тебя не оружием, а Своими когтями!»

Шри Нрисимхадев схватил Хираньякашипу и положил к Себе на колени: «Заметил ли ты, что находишься ни на земле и ни в воздухе? Осознай теперь, что Я - Сам Господь».  

Все полубоги собрались в этом месте, наблюдая, что происходит. Разъяренный Нрисимхадев, издавая рев, разодрал Хираньякашипу. Казалось, что из Его рта и глаз стремительно вылетают искры. 

После этого Нрисимхадев обратился к Брахме: «Эй, Брахма! Как ты мог дать такое благословение этому демону?! Он принес столько боли всем живым существам. Больше никогда не давай таких благословений!»

Господь был очень сильно разгневан. Все полубоги обратились к Лакшми-деви: «Пожалуйста, утешь Своего мужа Нрисимхадева. Может, тебя Он послушается и успокоится». Лакшми-деви ответила: «Я не могу ничего сделать. Он отругает и меня, поэтому Я не смогу помочь в этом». Тогда полубоги обратились к Прахладе Махараджу: «О, Прахлада, ты являешься Его преданным, у тебя есть сила умиротворить Его».  

Прахлада Махарадж направился к Господу, и когда он приблизился к Нему, Нрисимхадев, успокоившись, взял его на Свои колени и стал плакать: «О, Прахлада, извини, что Я пришел так поздно. Проси любого благословения». Прахлада Махарадж сказал: «Я не торговец, и не совершаю преданное служение ради чего-то или кого-то». Но Господь настаивал: «Я должен тебе что-то дать, попроси чего-нибудь».

Все полубоги смотрели на Прахладу. Они испугались, подумав, что он попросит занять положение одного из них – Индры или Брахмы. Каждый полубог дрожал от страха. В сердце они молились: «О, Махарадж, не проси никакого поста полубогов». Но Прахлада Махарадж произнес: «Я не торговец и не совершаю преданное служение из-за выгоды». Если у вас есть какое-то желание, не стоит обращаться с ним к Господу. Но если оно связано со служением Ему, о таком желании вы можете просить.

Прахлада Махарадж сказал: «Мой отец Хираньякашипу причинил столько вреда и страданий преданным, но все же, пожалуйста, освободи его». Существует четыре регулирующих принципа: не следует употреблять интоксикации, вступать в незаконные половые отношения, играть в азартные игры и убивать животных. Если, следуя этим принципам, человек принимает прибежище у сад-гуру, повторяет харинаму и принимает дикшу, такого преданного можно назвать неофитом, или каништхой-адхикари. Такой начинающий преданный может освободить семь поколений своих предков. Более продвинутый преданный среднего уровня, или мадхьяма-адхикари, освобождает четырнадцать поколений предков со стороны отца и матери, и он сам также получает освобождение из этого материального мира. А если кто-то является маха-бхагаватой, уттама-адхикари, самым возвышенным преданным, который занят постоянным служением Господу, он освобождает двадцать одно поколение своих предков со стороны отца и матери. И поэтому Господь Нрисимхадев сказал: «Ты являешься уттама-маха-бхагаватой, поэтому твой отец уже получил освобождение. Проси чего-нибудь другого».

Тогда Прахлада Махарадж сказал: «Хорошо, освободи каждую дживу в этом материальном мире, и пусть я получу все их греховные реакции». Нрисимхадев ответил: «Тот, кто совершает бхаджан ради своего блага, является эгоистом, но тот, кто сам практикует и помогает другим в этом, по достоинству является истинным преданным».

Прахлада Махарадж продолжил: «Благослови меня, чтобы я мог проповедовать Твою славу по всей Вселенной, и чтобы каждый повторял Твои святые имена». Услышав это, сердце Шри Нрисимхадева растаяло: «Любой, кто будет слушать эту историю о тебе и Мне, достигнет Моей обители».

Господь Нрисимхадев ки джай!
Шри Прахлада Махарадж ки джай!
Джая Шрила Гурудев!     


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Дели, 16 марта 2013