21 февраля 2016 г.

Нектар о Шри Нитьянанде


Сегодня очень особенный и важный праздник - день явления Шри Нитьянанды Прабху, который неотличен от Баладевы Прабху. Баладева Прабху является пракашей, непосредственной экспансией Кришны, неотличным от Него. В эту Кали-югу Он явился как Нитьянанда Прабху. В одном стихе Шрила Нароттама дас Тхакур говорит об этом - в Кали-югу тот же самый Баладева Прабху проявился как Нитьянанда Прабху, а Канхая, то есть Кришна, явился здесь как Гаура Махапрабху.

Баладева Прабху и Нитьянанда Прабху являются акханда-гуру-таттвой, то есть неделимой гуру-таттвой. Баладева присутствует в сердцах всех живых существ и уничтожает все их невежество. Его имя означает: бала - шакти, т.е. вся сила присутствует в нем. Без чит-балы, трансцендентной энергии, невозможно достичь совершенства в бхаджане. Баладева Прабху дает так много энергии всем живым существам. Он является обителью трансцендентной силы.


Кришна - это господствующее Божество самвит, энергии трансцендентного знания, а Баладева Прабху - господствующее Божество энергии сандхини, то есть Он создает платформу для обретения духовной силы. А Шримати Радхика является Божеством энергии хладини, или ананды. Без милости Баладевы Прабху никаким другим способом мы не можем получить шуддха-бхакти. В эту Кали-югу Баладева Прабху является как Нитьянанда Прабху и дает чит-балу, трансцендентную силу. Нитьянанда Прабху разрушает тьму в сердцах всех живых существ.

Шрила Нароттама Тхакур поет в одном бенгальском киртане: 

нитаийер каруна ха’бе, врадже радха-кришна па’бе
дхаро нитаийер чарана ду’кхани 

«Тот же, на кого Нитай прольет Свою милость, сможет войти во Врадж и приблизиться к Шри Радхе и Кришне. Поэтому крепко держись за лотосные стопы Нитая».  
(«Нитай-пада-камала», стих 3)

Очень крепко держите лотосные стопы Нитьянанды Прабху. По Его беспричинной милости ваше сердце полностью очистится, и тогда на платформе энергии сандхини проявятся самвит и хладини-шакти, и вы достигнете служения Божественной Чете Радхи и Кришны. Нитьянанда Прабху известен тем, что уничтожает все виды грехов из сердец живых существ с помощью нама-санкиртаны.

Вриндаван дас Тхакур захотел написать историю жизни Гауранги Махапрабху в своей книге «Чайтанья-Бхагавата». Он начал описывать лилы Махапрабху, но когда приступил к описанию лил Шри Нитьянанды, то полностью погрузился в Нитьянанда-таттву, совершенно забыв о Гаура-таттве. Он пишет об этом: «Я собирался начать описание лил Гауранги, но полностью погрузился в прославление Нитьянанды Прабху». Вриндаван дас Тхакур говорит: «Если кто-то будет критиковать моего Нитьянанду, я ударю этого человека ногой по голове».

Возникает вопрос, а где в словах Вриндавана даса Тхакура смирение, о котором говорил Шри Чайтанья Махапрабху, и которое описано словами тринад апи суничена (быть смиреннее травинки и терпеливее дерева). В этом стихе Шрила Вриндаван дас Тхакур объясняет, что истинное смирение как раз-таки заключается в готовности дать отпор оскорбителю.

В Трета-югу на землю приходит Господь Рамачандра, а вместе с Ним Его брат Лакшман, который является неотличным от Баладевы и Нитьянанды Прабху. Говорится, что, когда Господь приходит в этот материальный мир, тогда все Его парикары приходят вместе с Ним. Когда приходит Кришна, Его сопровождает Баладева Прабху. Когда на земле является Рама, с Ним проявляется Его брат Лакшман, а с приходом Гаурасундары возникает и Его спутник Нитьянанда Прабху. Несмотря на то, что Баладева также является бхагавата-таттвой, у Него всегда присутствует настроение слуги Господа.

В Трета-югу Лакшман приходит как младший брат Рамачандры, и Он очень страдает от этого, потому что Господь Рама дает Ему много наставлений, которые тяжело вынести. Например, однажды Рамачандра приказал Лакшману подвести Ситу к огню. Эта лила называется Сита агни-парикша.  Он также сказал Лакшману, чтобы тот отвел Ситу-деви в лес и оставил Ее там. Но у Лакшмана было столько веры, что Сита-деви полностью чиста и целомудренна! Когда Равана украл Ее и держал на Ланке, Господь Рама пришел, убил этого демона и спас Свою жену. После возвращения Рамачандра приказал Своему младшему брату, чтобы тот развел костер, и Сита-деви должна была войти в него, доказав свое целомудрие. Лакшман не мог поверить, что Рамачандра сомневался в Ее чистоте. Он сказал Своему брату: «Как Ты можешь сомневаться в целомудрии и чистоте Ситы-деви и таким образом проверять Ее?!» Тогда Рамачандра решил успокоить Лакшмана и рассказал истину: «На самом деле Я хочу вернуть Свою настоящую Ситу». Лакшман поразился: «Что значит настоящую Ситу, а это что - ненастоящая?!» Затем Рама рассказал Лакшману всю историю с самого начала. Он объяснил, что перед тем, как Равана украл Его супругу, Рамачандра уже предвидел эти события и сказал Ей: «Вскоре Нам предстоит изведать настроение разлуки, вираху». Затем развернулись все действия, которые описываются в «Рамаяне». Когда Лакшман начертил круг, чтобы уберечь Ситу-деви, Она переступила его, и на месте этой линии возник огонь. Пересекая ту линию, изначальная Сита вошла в огонь и отправилась к Агнидеву, а из огня вышла ненастоящая Сита, или майя-Сита, которую и украл Равана.

Рамачандра сказал: «Я хочу вернуть Свою изначальную супругу. Для этого майя-Сита должна войти в огонь, и вместо нее выйдет настоящая Сита-деви». Это описывается в «Агни-пуране» и «Курма-пуране», но в «Рамаяне» Вальмики эти вещи скрыты, о них говорится не полностью.

Когда Рама в итоге отверг Ситу-деви и приказал Лакшману отвезти Ее в лес, Он привел Ее в ашрам Вальмики. В то время Лакшман почувствовал сильнейшую боль в своем сердце оттого, что должен был  следовать таким суровым наставлениям брата, и тогда Он принял обет, сказав Рамачандре: «В следующий раз, когда Я приду на землю, Я уже не буду Твоим младшим братом, Я стану старшим, чтобы Мне больше не пришлось терпеть такое». По ведической культуре старший брат подобен отцу. Он дает наставления, а младший брат, как сын, должен постоянно слушаться. Невозможно, чтобы сын давал наставления отцу. Поэтому Лакшман твердо решил: «В следующий раз Я приду как Твой старший брат». Мы видим, что Рамачандра явился как Кришна, а Лакшман стал Баладевой Прабху, Его старшим братом. В Гаура-лиле происходит то же самое – Шри Нитьянанда старше, чем Махапрабху. Он - Его старший брат.

В Кали-югу Баладева Прабху пришел, как Нитьянанда. Кришна дас Кавирадж Госвами прекрасно описывает своего Гуру, Нитьянанду Прабху. Будучи смиренным, он говорит в одном стихе: «Я такой падший! Я самый падший! И если кто-то будет произносить мое имя, то непременно отправится в ад, а тот, кто будет слышать мое имя, будет осквернен всевозможными грехами. Кто же даст мне прибежище в этом материальном мире? Только гурупада-падма, мой Нитьянанда Прабху». 

Если у кого-то нет почтения к своему гуру, то как он сможет достигнуть своей заветной цели? Говорится, что гуру-ништха и гуру-бхакти - это позвоночник нашей садханы и бхаджана, позвоночник бхакти.

Вриндаван дас Тхакур в Гаура-лиле - это на самом деле Гаура Вьяса-аватар, а в Кришна-лиле он является самим Вьясадевой. «Кто же может прославить моего Нитьянанду лучше, чем Вриндаван дас Тхакур?» - пишет Кришнадас Кавирадж Госвами. Он говорит: «Я лишь принимаю остатки пищи Вриндавана даса Тхакура. Я собираюсь упомянуть лишь то, что он оставил незатронутым, не описав в Гаура-лиле».

Продолжение следует!


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 1 февраля 2015