18 декабря 2019 г.

День ухода Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа


Сегодня - благоприятный день, потому что одновременно ушли две махапуруши - день ухода нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. 



Утром мы вкратце говорили о жизни нашего возлюбленного Гурудева нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара шата Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа. Он родился в Восточной Бенгалии, сейчас это место называется Бангладеш. В возрасте 7-8 лет он прибыл на Навадвипа-дхама парикраму со своей матерью. Когда Шрила Гурудев увидел Шри Шримад Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду, он полностью предался его лотосным стопам. После парикрамы все преданные отправились по своим домам, и наш Гурудев, Сантош, как его тогда звали, также должен был вернуться домой со своей матерью. Она говорила ему: «Ты должен вернуться в Бангладеш», - но Сантош сказал: «Нет, я не хочу возвращаться домой. Я обрел свой истинный дом». 

Если вы услышите о жизни Нарады Риши, то увидите в ней нечто похожее на жизнь нашего Гурудева. В «Шримад-Бхагаватам» Нарада Риши рассказал Вьясадеве Госвами о своей жизни, и о том, как он достиг совершенства. Таким же образом Шрила Гурудев Вамана Госвами Махарадж сказал: «Я пришел сюда, в свой истинный дом, и больше не вернусь в Бангладеш». Он добавил: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада - мой истинный отец и мать». 

В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется что, тот кто дарует кришна-бхакти, кришна-прему, является истинным отцом, матерью и настоящим другом. Сантош слушал катху из лотосных уст Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Что именно он слышал? Вначале в Гаудия Матхе рассказывают о том, что мы не есть тело, мы - души и вечные слуги Кришны. 

дживера ‘сварупа’ хайа – кришнера ‘нитйа-даса’ 
кришнера ‘татастха шакти’, ‘бхедабхеда пракаша’ 
(Ч.-ч., Мадхья, 20.108)



[«Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны и представляет собой проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него». ]


На самом деле это махамантра Гаудия Вайшнавов. Если вы будете слушать какую-либо хари-катху, там наверняка будет объясняться эта шлока. А также еще другая катха

лабдхва судурлабхам идам баху-самбхаванте 
манушйам артхадам анитйам апиха дхирах 
турнам йатет на патед анумритйу йават 
нихсрейасйа вишайах кхалу сарватах сйат 
(Ш.-Б., 11.9.29) 


[«Человеческая жизнь – редкий дар, обретаемый по прошествии множества жизней. Быстротечная, она чрезвычайно ценна, поскольку может стать плацдармом для духовного совершенства. Чувственные удовольствия доступны и самым отвратительным видам жизни, тогда как духовное совершенство – только людям. Поэтому разумный человек, прежде чем смерть придет за ним, не теряя ни минуты, целеустремленно идет к наивысшей удаче, которая заключается в развитии кришна-бхакти. (Это высшее совершенство невозможно достичь без общения с садху, доступного только людям)». ]


В этой шлоке объясняется, что человеческое тело необычайно редко. После 8 400 000 различных форм жизни, Господь милостиво дарует нам это человеческое тело. Почему? Чтобы достичь высочайшей цели - нашего совершенства. 

До тех пор, пока вы не оставите это тело, вы должны практиковать преданное служение Господу. В каждой жизни мы наслаждались 4 вещами: еда, сон, совокупление и оборона, но не совершали бхакти. Мы никогда не были удовлетворены этими четырьмя процессами. Мы забывали о том, что было в наших предыдущих жизнях и просто наслаждались. Майя очень изворотлива. Она делает так, что мы все забываем и думаем, что нынешняя жизнь - наша единственная. 

Почему я говорю об этом? Сантош, т.е. Шрила Гурудев, услышал эту катху, и она тронула его сердце. Вы можете слушать много чего, но разве это затронет ваше сердце? Какой смысл от слушания подобных вещей? Катха должна касаться вашего сердца. 

И такая катха коснулась сердца Сантоша. Он плакал и говорил: «Нет, нет, я не вернусь домой». В итоге, его мать оставила его. Он остался в храме и служил там под руководством Нарахари Севавиграхи Прабху, которого все называли матерью Гаудия Матха. 

Шрила Вамана Госвами Махарадж сам поведал нам об этом. О рассказывал о том, как служил Вайшнавам и всегда находился с ними. Также он был большим знатоком шлок. Шрила Прабхупада давал маленьким брахмачари шоколадки, за то, что они заучивали стихи. Гурудев запоминал за раз по 5-6-7 стихов и получал столько же шоколадок. Он был очень разумным мальчиком и обладал сильной памятью. Как-то раз я спросил его: «Гурудев, а сколько шлок ты знаешь?» Он ответил: «Если я буду говорить 7 дней и 7 ночей, то я не завершу цитирование шлок, которые знаю». По этой причине все Гаудия Вайшнавы дали ему титул «Гаудия-словарь». Он всегда упоминал, из какой книги, из какого издания и даже с какой страницы взят определенный стих! 

Когда Сантош учился в школе, он даже не открывал своих учебников. Все его одноклассники открывали и читали, а он нет. Учитель негодовал: «Эй, ты чего не открываешь книгу?! Все вы должны читать вместе, но ты этого не делаешь!» Тогда один одноклассник Сантоша сказал учителю: «Послушайте, на самом деле он помнит то, что вы говорите». 

— Как это? - удивился учитель. 

— Да. Он знает всю книгу наизусть. 

Учитель решил проверить Сантоша, и тот воспроизвел содержание всей книги. 

Гурудев рассказывал: «Я никогда даже учебников не открывал, а если и открывал, то тут же все запоминал». 

На стенах Шри Рупа-Санатана Гаудия Матха написано много шлок. Сколько раз вам нужно прочитать их, чтобы все запомнить? Если и запомните, то забудете на следующий день. Но Гурудев был чрезвычайно талантлив и все помнил. 

Он рассказывал, как однажды в один из дней сезона дождей рано утром пошел сильный дождь. Нарахари Севавиграха Прабху сказал: «Думаю, школа закрыта из-за непогоды». Поэтому Гурудев постирал свою одежду, одел гамчу и сел резать овощи. Он был очень искусен в этом. Шрила Гурудев Нараяна Госвами Махарадж говорил, что Шрила Вамана Госвами Махарадж резал и готовил овощи совершенным образом. 

Очень важно класть овощи в сабджи в правильной комбинации. От этого зависит результат приготовления. Иногда преданные готовят карелу, и она получается наполовину сырой. В таком виде ее невозможно есть, потому что она очень горькая. Карела должна быть приготовлена должным образом, иначе ее придется просто выкинуть. А также надо проверять количество соли в блюде. Шрила Вамана Госвами Махарадж готовил безупречно. Он рассказывал, что в храме жило 250 преданных, и все жаждали вкусить прасад, приготовленный его руками. Вы даже не можете себе представить, какой это был нектар: идеальные пропорции соли и специй! Гурудев не делал блюда слишком пряными, и все Вайшнавы были от них без ума. 

Итак, в тот день лил дождь. Саджан Севак Брахмачари (такое имя он получил от своего Гурудева) постирал свою одежду, надел гамчу и принялся резать овощи с Нарахари Севавиграхой Прабху. В это время туда пришел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и спросил: «Эй, Саджан, почему ты не пошел в школу?» 

Я забыл сказать, что когда Шрила Гурудев встретился со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой, тот дал ему харинама-дикшу. В традиции Гаудия Вайшнавов есть два вида дикши: первая - это харинама-дикша, когда дают махамантру, а вторая - мантра-дикша, когда дают гопала-мантру и другие мантры. Таким образом, Шрила Прабхупада дал Сантошу харинама-дикшу, т.е. первое посвящение. 

И Нарахари Прабху тогда сказал: «Сегодня такой ливень! Я посоветовал ему не идти в школу, и поэтому он постирал свою одежду». Шрила Прабхупада ничего не сказал, а просто ушел и поднялся в свою комнату. 

В Бенгалии бывают очень сильные дожди, которые громко барабанят по крыше. В тот день было нечто подобное. Но Прабхупада сказал Саджан Севаку Брахмачари: «Ты должен отправиться в школу». 

Гурудев подумал: «Так хочет Шрила Прабхупада, но как же я пойду?» Тогда он стал повторять нрисимха-мантру, данную ему Прабхупадой, чтобы исполнить волю своего Гурудева». И когда Саджан Севак Брахмачари зашел к себе в комнату, он увидел, что вся его одежда высохла и выглядела так, будто кто-то погладил ее. В сухой одежде мальчик отправился в школу. 

В полдень после принятия прасада Шрила Прабхупада спросил: «А где Саджан Севак?» Нарахари Прабху сказал: «Он пошел в школу». Прабхупада удивился: «Как же так? Он же сказал мне, что постирал свою одежду». В четыре часа дня, когда Гурудев вернулся из школы, Шрила Прабхупада спросил его: «В чем ты пошел в школу?» Гурудев очень просто ответил: «Прабхупада, я должен был выполнить твое желание пойти в школу, поэтому я стал повторять нрисимха-мантру и увидел, что вся моя одежда стала сухой». 

Сердце Прабхупады растаяло, и из его глаз потекли слезы. Он подумал о том, сколько у Господа Нрисимхадева бхакта-ватсальи, любви к Своим преданным. Нрисимха-мантра очень могущественна. 

Когда мы в Маяпуре совершаем парикраму, обходя место явления Шри Чайтаньи Махапрабху, то позади находится Нрисимхадев Мандир, а внутри - Нрисимха Бхагаван. Это Божество установил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. 

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я позабочусь о том, кто предан лишь Мне. На Своей голове Я буду приносить ему все, в чем он нуждается для поддержания его жизни и духовного развития». Но для этого необходима ананья, или однонаправленная ништха, т.е. поклонение лишь Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне, а не Полубогам. И тогда Кришна все принесет вам Сам. 

Итак, Шрила Гурудев всегда служил всем Вайшнавам. Утром я уже рассказывал на хинди и немного на бенгали о том, насколько трансцендентной была его жизнь. Я вспоминаю один удивительный случай. Мне кажется, это было в 99-м году. Гурудев получал даршан Враджа-мандалы: Нандагаона, Варшана, и т.д. Он ехал на машине с тремя-четырьмя брахмачари, и когда уже стемнело, у них закончился бензин. Нужно было достать его, но место, где остановилась машина, было пустынным. Вдруг пришел один человек, путники все ему объяснили, и через десять минут он принес им бензин. Гурудев при этом сидел в машине и ничего не говорил. Позднее он сказал: «На самом деле это Сам Кришна принял облик враджаваси и принес нам бензин». 

Есть и другие удивительные истории, связанные с моим Гурудевом. Иногда он устраивал свадебные церемонии для призраков и освобождал их из их тел. Он сам нам рассказывал. Гурудев знал сердца всех людей. Однажды он давал хари-катху и попросил присутствующих написать интересующие их вопросы на бумаге и положить ему на стол. А затем во время катхи, не читая вопросов, он ответил на каждый из них! 

Обычно Гурудев давал катху по Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», потому что в ней заключена абхидхея-таттва. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж также в большинстве своем давал лекции по этой части «Шримад-Бхагаватам». Одиннадцатая песнь «Шримад-Бхагаватам» - это уддхава-самвад, наставления Кришны Уддхаве. Есть два термина: уддхава-самвад и уддхава-сандеш. Уддхава-сандеш - это когда Уддхава отправился из Матхуры во Вриндаван, чтобы успокоить враджаваси, а уддхава-самвад - это разговор между Уддхавой и Кришной накануне ухода Кришны из материального мира. На самом деле это знание зовется абхидхея-таттвой

В Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» заключена вся таттва: таттва-сиддханта, риши-муни катха. Там все так замечательно описано, в особенности то, как совершать бхаджан и садхану, развивая свою духовную жизнь. Первая по девятую главы этой песни повествуют о самбандха-таттве. Десятая песнь «Шримад-Бхагаватам» - это прайоджана, а Одиннадцатая и Двенадцатая - абхидхея-таттва

Гурудев подробно останавливался на Нава-Йогендра самваде - разговоре между девятью риши и Ними Махараджем. Но иногда он очень кратко говорил о раса-мадхурье, потому что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал: «В этом материальном мире люди могут понять шанту, дасью, сакхью и ватсалью, но очень редко им открывается смысл мадхурья-катхи». Дело в том, что, когда люди слышат рассказы о любви в мадхурья-расе, к ним тут же приходят материальные представления об отношениях мужчины и женщины, поскольку они имеют подобный опыт. Но настроение возлюбленных, описанное в «Шримад-Бхагаватам» полностью трансцендентно и очень возвышенно, хоть и может показаться материальным. 


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж 
Говардхан, 30 октября 2019