15 сентября 2019 г.

Четыре принца

Жил один царь. У него было четыре сына. Принцы росли беззаботно, не зная ни в чем нужды. Они очень гордились несметными сокровищами отца, но сами не проявляли ни малейшего интереса к управлению царством. Царь уже состарился, приближалось время, когда нужно было передать бразды правления достойному наследнику. И тогда монарх задумался, кому же из сыновей он может доверить царство. «Нет, ни один из моих сыновей не годится на пост царя! – решил он. - Что у них на уме? Одни забавы и наслаждения. Лучше я преподам им урок. Я задействую их в служении. Тогда они обретут квалификацию и смогут взять на себя ответственность за страну».


Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прапхупада в бенгальском стихе объясняет: «Тот, кто не берет ответственности на себя, является животным, а не человеком».

Все начинается дома: мать несет ответственность за ребенка, муж за жену. У каждого человека есть какая-то сфера ответственности: перед родителями, перед обществом, перед страной. Так это или нет? Но если вы просто едите, спите, совокупляетесь и обороняетесь, то ваша жизнь ничем не отличается от жизни собаки или кошки.

Итак, вернемся к нашей истории. Царь позвал принцев и обратился к ним с такой речью: «О мои сыновья, близок час моей смерти. Быть может, через пару лет или пару месяцев я оставлю свое тело. И кто же тогда станет истинным царем в моем царстве? Кто займет мое место? Я должен решить, кто из вас самый достойный».

В материальном мире родственники враждуют друг с другом. После смерти родителей дети отвоевывают друг у друга наследство, отправляются в суды и заявляют о своем праве на владение имуществом родителей.

«Поэтому, - продолжал царь, - я решил устроить для вас испытание. Победитель будет достоин занять мое место и править царством!»
И четыре сына согласились:
- Отец, поведай нам, что мы должны делать?
- Дети мои, каждому из вас я дам по сто тысяч рупий на срок в один год, - ответил царь. - Отправляйтесь в другие страны по своему усмотрению и распорядитесь этими деньгами так, чтобы они приумножились. По истечении года вы должны вернуться в наше царство и рассказать, чем занимались, что заработали и что потеряли. Тогда-то и станет ясно, кто из вас достоин владеть троном царя.

Выслушав отца, сыновья забрали деньги, каждый по сто тысяч рупий, и разошлись в разные стороны. Шло время, и ровно через год принцы вновь собрались в отчем доме. Первый сын принес отцу четыреста тысяч рупий, в четыре раза ему удалось приумножить выданный царем капитал. Отец остался очень доволен и похвалил сына за его разумность.

Второй сын поднес отцу триста тысяч.
- Очень хорошо! - порадовался царь и обратился к третьему сыну. – Теперь твоя очередь. Покажи результат своих трудов.
- Отец, я не такой смышленый, как старшие братья. – отвечал третий сын. - Мне удалось всего лишь вдвое увеличить твой капитал. Итого у меня на руках двести тысяч рупий.
- И это неплохо, – одобрил царь.

Дошла очередь до четвертого сына. Худой и изможденный он стоял перед отцом, потупив взгляд, и лил слезы:
- Отец, ты дал мне сто тысяч рупий. Но я все потерял.
Припав к стопам отца, он продолжал плакать. И сердце царя смягчилось:
- Расскажи подробнее, что случилось? Чем ты вообще занимался?
- Я взял твои деньги и хотел вложить их в какой-нибудь бизнес. Но не успел я еще хорошенько все обдумать, как встретил друзей. Мы вместе предались наслаждениям и спустили половину денег на алкоголь и развлечения. Очнувшись от пьяного угара, я решил, что оставшиеся пятьдесят тысяч рупий я обязательно вложу в достойное прибыльное дело. Но вновь пустился в загул: я пил, гулял, играл в азартные игры. Наслаждался, как мог, и ни копейки не вложил в бизнес. Сейчас я нищий, болен раком и умираю. Отец, я не хотел идти на встречу с тобой. Мне трудно смотреть тебе в глаза. Твоя милость не знает границ, но я не достоин быть у твоих стоп. У меня нет никаких хороших качеств, и лучше мне покончить с жизнью, чем оставаться пятном на твоем честном имени, - так закончил свой рассказ младший сын.

Омывая слезами стопы отца, он полностью предался ему, сокрушаясь о своем беспутстве.
Когда же царь услышал эти слова, его сердце растаяло:
- О мой сын, ты сожалеешь о том, что сделал, и этого достаточно для меня. Успокойся.
- Отец, я не хочу быть царем, я не достоин твоего трона. Если ты сочтешь нужным даровать мне жизнь, этого достаточно для меня. Я обещаю, что впредь не буду больше грешить.
Тогда царь приказал советнику принести из сейфа золотую коробку. На глазах всех четырех сыновей советник открыл эту коробку и вынул из нее коробочку поменьше, серебряного цвета. Внутри серебряной коробки оказалась еще одна, украшенная красивыми дорогими каменьями. Тогда царь открыл ее и вынул сияющий драгоценный камень.
- Мой младший сын, - позвал царь, - взгляни! Это чинтамани – камень, исполняющий все желания. Возьми. Я отдаю его тебе.
Тогда три старших сына разгневались:
- Отец! Он спустил все твои деньги, пренебрег твоим наставлением. И за это ты даешь ему столь бесценное сокровище? Это несправедливо! Ты должен разделить его на четыре части!
Царь стал очень серьезным.
- Не ссорьтесь друг с другом, это мое имущество, и мне решать, как им распорядиться. Этот камень чинтамани я дарую моему младшему сыну, - уверенно заявил царь и обнял содрогающегося от плача сына, уста которого твердили одно: «Я – твой, я – твой», - а руки обнимали стопы отца, воздавая ему пранамы.

В чем смысл этой истории? Царь олицетворяет Господа, Бхагавана. Его четверо сыновей - это Сатья-, Трета-, Двапара- и Кали- юги. В первые три юги люди могут совершать очень много из того, что невозможно в Кали-югу. Каковы хорошие качества Кали Махараджа? Их нет! Только дурные качества. Туласи дас в «Рама-чарита-манасе» на хинди очень ярко описывает деятельность Кали-юги. Что происходит сегодня? Молочники ходят от двери к двери, предлагая купить молоко, несущее всем здоровье, но к продавцам алкоголя толпы людей устремляются сами. В Кали-югу люди не способны безупречно совершать медитацию, огненные жертвоприношения и поклонение Божествам. Но что возможно в этот век вражды и лицемерия? Предаться Господу. Именно в эту эпоху Господь дарует чинтамани, камень исполнения желаний, тем, кто предался Его лотосным стопам. Что это за камень? Харинама! В этом преимущество Кали-юги.

Шрила Джива Госвамипад говорит: «Господа можно достичь разными способами. Но в Кали-югу это нама-санкиртана». Поэтому святое имя называется нама-чинтамани. Повторяйте святые имена, вручив себя царю, Кришне, и они исполнят все ваши желания!

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 24 января 2019