8 января 2019 г.

Шрила Джива Госвами — защитник нашей сампрадаи

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж называет Шрилу Дживу Госвами защитником нашей сампрадаи. После ухода Шрилы Дживы Госвамипада небо гаудия-вайшнавизма было загрязнено некоторыми ложными сампрадаями до тех пор, пока не пришли Шри Вишванатха Чакравартипад и его ученик Шри Баладева Видьябхушана, защитившие учение гаудия-вайшнавов

Шрила Джива Госвамипад является прямым учеником Шрилы Рупы Госвами. Он получил от него дикшу. Шрила Джива Госвамипад также является сыном Анупамы, брата Рупы и Санатаны Госвами. Три брата совершали свой бхаджан вместе в Рама-кели, куда позднее пришел Шри Чайтанья Махапрабху. Рупа и Санатана занимали высокие посты премьер-министра и министра внутренних дел в правительстве мусульманского царя. Они поклонялись Радхе и Кришне, а их брат Анупама - Раме и Сите. Рупа и Санатана Госвами прославляли Божественную Чету Анупаме и говорили ему, что Радха и Кришна являются высочайшим проявлением Господа, но он так и не смог поменять своего умонастроения и перейти к поклонению Божественной Чете.


Когда Шрила Джива Госвами только родился, Рупа и Санатана предложили его лотосным стопам Махапрабху. Он не слышал катхи самого Гауранги, только прославления от Рупы и Санатаны Госвами. С самого детства мальчик был очень образованным и изучал все писания. После ухода Господа Чайтаньи Махапрабху он принял прибежище у лотосных стоп Нитьянанды Прабху. Господь Нитьянанда взял его в Навадвипу и там они совершили первую Навадвипа-парикраму. Кроме того, Шрила Джива Госвамипад обрел пыль с лотосных стоп Вишнуприи-деви. Окончательным наставлением Нитьянанды Прабху было то, что Шрила Джива Госвамипад должен был отправиться во Вриндаван к своим дядям Рупе и Санатане Госвами. По пути во Вриндаван он жил несколько месяцев в Каши и учился там у ученика Сарвабхаумы Бхаттачарьи, Мадхусуданы Вачаспати. 

Когда Господь Чайтанья был в Джаганнатха Пури, Он поведал всю таттва-сиддханту Сарвабхауме Бхаттачарье. Гауранга полностью разбил представления тех, кто следует Шанкараваде. Ученик Мадхусудана Вачаспати понял всю эту таттва-сиддханту и затем изложил ее Шриле Дживе Госвами, который прибыл во Вриндаван и оставался там с Рупой и Санатаной. Больше всего общения у Шрилы Дживы Госвами было с Рупой Госвами. Он принял от него дикша-мантры, выучил под его руководством все шастры, грантхи и сиддханту и служил ему как своему гуру

Есть одна история, которую мы рассказываем очень часто, и она иллюстрирует то, насколько Шрила Джива Госвами был предан своему учителю. Однажды в бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами пришел Валлабхачарья. В тот момент Рупа Госвами писал свою книгу «Бхакти-расамрита-синдху». Валлабхачарья хотел подкорректировать одну шлоку из этого писания, но Шрила Джива Госвами не позволил ему этого, сказав, что все, то, что пишет его учитель - совершенно и не нуждается в исправлениях. 

После ухода Рупы и Санатаны Госвами все признали Шрилу Дживу Госвамипада вайшнава-сарвабхаума-майи, величайшим вайшнавом, и выказывали ему огромное почтение. Такие столпы как Нароттама дас Тхакур, Шьямананда и Шринивас выучили все Веды и шастры под руководством Шрилы Дживы Госвамипада, а затем стали проповедовать в Бенгалии, Ориссе и Маяпуре.

Шесть «Сандарбх» Шрилы Дживы Госвами – «Таттва-сандарбха», «Кришна-сандарбха», «Бхагавата-сандарбха», «Параматма-сандарбха» и другие - включают в себя все знание вайшнавов. Гурудев всегда подчеркивал, что без изучения этих трудов невозможно войти в царство чистого бхакти. Помимо этих писаний Шрила Джива Госвами составил многие комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани», «Шримад-Бхагаватам» и другим произведениям. В одной знаменитой шлоке он полностью перечеркивает все учение Шанкарачарьи. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что, когда наше сердце загрязняется принципом ахам-брахмасми, философией Шанкарачарьи, мы не можем найти путь к чистому бхакти. С помощью своих грантх Шрила Джива Госвамипад сокрушил всю майяваду и провозгласил шуддха-бхакти

экам эва парама-таттвам свабхавикачинтйа-шактйа сарвадайва сварупа-тад-рупа-вайбхава-джива-прадхана-рупена чатурдхаватиштхате суртйантар-мандаластха теджа ива мандала тад-бахир-гатарашми-тат-праттичхави рупена

«Абсолютная Истина обладает бесчисленными непостижимыми энергиями» (Бхагавата-сандарбха, Ануччхеда 16)

В этой шлоке он говорит, что существует только одна истина: Парабрахман Бхагаван Кришна. 

Есть два санскритских термина: лакшана-вритти и авидья-вритти. Они обозначают косвенное и прямое знание. Когда в писаниях говорится о деревне Гопавали на берегу Ямуны, то таким образом косвенно упоминается Кришна, потому что гопавали — это те, кто пасет коров и поддерживает свою жизнь продажей молока. Это пример лакшана-вритти. Пример же прямого понимания, авидья-вритти, содержится в «Шримад-Бхагаватам». Там четко говорится: 

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам 

«Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна – изначальная Личность Бога». (Ш.-Б.,1.3.28). 

Есть множество инкарнаций Господа, таких как Матсья, Курма, Нрисимха и другие, но в писаниях прямо говорится: кришнас ту бхагаван сваям, что означает: «Кришна – это Бхагаван». Шрила Джива Госвамипад поясняет, что где бы не встречалось слово «Брахман», оно указывает непосредственно на Кришну.

Шри Кришнадас Кавирадж Госвами также говорит, что слово «Брахман» описывает Враджендра-нандану Шьямасундару, и никто не может сравниться с Ним или превзойти Его. 

брахма'-шабде мукхйа артхе кахе — `бхагаван' 

«Согласно прямому толкованию, Абсолютная Истина — это Господь, Верховная Личность Бога, который обладает всеми духовными совершенствами». (Ч.-ч., Ади, 7.111)

Также, бывает, что, когда где-либо в шастрах говорится о Брахмане, подразумевается сияние лотосных стоп Кришны. Потому что Господь един, но у него есть три аспекта: Бхагаван, Параматма и Брахман. Когда гьяни смотрят своим видением на Абсолютную истину, они видят просто сияние, Брахман, йоги созерцают своим несовершенным видением Параматму, но те, кто предан Господу, видят Его как Бхагавана, который исполнен шести достояний. 

Шрила Джива Госвамипад объясняет все тонкости, о которых говорится в Ведах. В одной шлоке Вед утверждается, что у Господа нет формы, а следующий стих раскрывает то, что у Него есть прекрасный образ. Но какой образ? Не материальный, а трансцендентный – апракрита-виграха. Господь - сат-чит-ананда-майи. Писания утверждают, что у Него нет рук и ног, но Он ходит и совершает различные действия. Это указывает на то, что у Бога не материальное, а трансцендентное тело. В Веданда-сутре говорится, что у Господа есть глаза, и Он ими смотрит. В «Брахма-самхите» приводится доказательство того, что Бхагаван обладает нематериальными глазами и видит все с помощью трансцендентных глаз. 

Таким образом, Шрила Джива Госвамипад провозгласил, что есть лишь одна Абсолютная Истина — Парабрахман Враджендра-нандана Шьямасундара Шри Кришна, обладающий спонтанной непостижимой энергией, которая зовется ачинтья-шакти. Ачинтья - это то, что находится вне наших материальных концепций. Шрила Джива Госвами объясняет, как можно понять запредельное трансцендентное знание, лежащее вне нашего опыта. Это возможно только по милости Кришны и с помощью шастр. Даже в нашем материальном мире мы можем видеть три непостижимые энергии, которые называются мани, мантра и аушади. Мани — это драгоценные камни. Господь Чайтанья Махапрабху привел в пример философский камень. До чего бы он не прикоснулся, все становится золотом, но сам этот камень не преобразуется в драгоценный металл. Вторая непостижимая энергия этого мира - это сиддха-мантры. С помощью мантр можно совершать различные вещи, например, управлять людьми. 

Шриман Махапрабху говорил Сарвабхауме Бхаттачарье, что Бхагаван обладает всеми непостижимыми энергиями. Не стоит удивляться тому, что тот не мог понять, кто такой Брахман, и как Он может быть Абсолютной Истиной, ведь он верил в то, что Господь - это просто сияние. Также Шрила Джива Госвамипад объяснил, что Кришна обладает всеми непостижимыми энергиями, основные из которых – это чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Он также пролил свет на то, что Сваям-рупа Кришны, Бхагавана — это Враджендра-нандана Шьямасундара, у которого есть две руки и который прижимает флейту к Своим устам. Его вайбхавы Рама, Нрасимха, Курма и остальные — неотличны от Него. 

В «Чайтанья-чаритамрите» подробно описывается, что у Господа есть Его Собственный образ, и что все живые существа распространяются из Его энергии джива-шакти, которая является вибхинамша-таттвой. Господь также обладает майя-шакти, энергией, которая творит материальный мир. Он как солнце, из которого исходят все планеты и звезды этого мира. Кришна - грандиозное солнце, рождающее лучи или всех живых существ. Если же сравнить Кришну с большим костром, брихад-агни, то дживы — это искры от этого костра. А материальный мир, который нас окружает – это перевернутая копия Голоки Вриндаваны. 

Шрила Джива Госвамипад также объяснил, что все части тела Брахмана Кришны неотличны от Него. В «Брахма-самхите» говорится, что каждая часть тела Господа может творить все, что захочет. Например, обычные дживы могут видеть только с помощью глаз, а Господь может делать с помощью глаз все, что угодно: ходить, есть, смотреть, и т.д. Майя также неотлична от Кришны, поскольку шакти и Шактиман неотличны друг от друга. У Господа есть два вида энергий: антаранга-шакти, или чит-шакти (внутренняя энергия) и бахиранга-шакти, или майя-шакти (внешняя энергия). 

Там, где есть солнце, нет места тьме. И там, где есть Кришна, нет места майе. Несмотря на то, что майя — неотличная от Господа энергия, она никогда не касается Его, находясь на значительном расстоянии. Шрила Джива Госвами провозгласил авторитет шуддха-бхакти и полностью разгромил все аргументы майявади, которые утверждают, что Брахман покрывается невежеством и предстает в виде дживы. Он полностью опроверг это ложное утверждение, истолковав значение слова «Брахман». Это санскритское слово складывается из корня, который означает «великий». Если Абсолютная Истина велика, то, как возможно, чтобы майя покрыла Ее? Но майявади говорят, что «Брахман» переводится как «иллюзия». 

Шрила Джива Госвамипад привел следующий довод: если даже люди, которые полностью очищают свое сердце и достигают освобождения, лишены воздействия иллюзии, то, как великий Брахман, Абсолютная Истина, может попасть под ее влияние? Далее он говорит, что даже освобожденные люди лишены четырех видов несовершенства: бхрамы – склонности впадать в иллюзию, прамады – стремления наслаждать свои чувства, випралипсы — склонности к обману и каранапатава — наличия несовершенных чувств. 

Итак, Брахман полностью лишен влияния иллюзии, которую ему пытается присвоить Шанкаравада. Философия Шанкары является простым измышлением, а сами имперсоналисты это оскорбители, не признающими прекрасный облик Господа.

Шрила Джива Госвами написал также множество книг по раса-таттве, а таттва-сиддханта удивительно представлена в его «Прити-сандарбхе» и «Бхакти-сандарбхе». В наши дни люди думают, что, получая возвышенное общение, они смогут обрести вкус Голоки Вриндаваны, но это не так. В доказательство приводится множество примеров. Нарада Риши общался со многими преданными: Дхрувой, Прахладой, но не все они стали гопи и манджари. Многие сахаджии, бабаджи говорят, что если вы будете общаться с вайшнавом, который находится в настроении гопи, то сами станете гопи, но «Чайтанья-чаритамрита» гласит, что джива проявляется из татастха-шакти и имеет потенциал в соответствии со своим настроением. От этого зависит, кем она будет на Голоке Вриндаване: в ватсалье, сакхье, мадхурье или других расах. Общение с садху только проявит тот потенциал, который скрывается внутри. 

Утверждая, что сварупа приобретается в процессе общения, сахаджии приводят пример со Шьяманандой Прабху, который до встречи со Шрилой Дживой Госвами был в настроении сакхи, а затем проявил природу гопи. Это неправда. Даже в нашей санге многие преданные сбиты этой историей с толку. Во всех шастрах описано, что наша природа уже заложена внутри нас. Рупа, Санатана и Анупама жили вместе, но, несмотря на это, Анупама не поменял своего настроения поклонения Раме и Сите. Один из спутников Махапрабху Мурари Гупта также поклонялся Раме и Сите, несмотря на его общение с Махапрабху и Его спутниками. В «Прити-сандарбхе» Шрила Джива Госвами установил, что весь потенциал уже находится внутри нас и привел два примера. Первый - с дождем, который проливается, когда планеты занимают особое положение, называемое свати-накшатра. Когда вода падает с неба на ракушку, из нее проявляются жемчужины, а когда она попадает на голову змеи, то преобразуется в драгоценный камень. Также Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Джайва-дхарме» рассказывает про Виджай Кумара и Враджанатху, у которых был один гуру. Он дал им одну и ту же мантру, но у Враджанатхи проявилось настроение пастушков, сакхья-бхава, а у Виджай Кумара — настроение мадхурьи. Шрила Джива Госвами дает второй пример в «Прити-сандарбхе». Если в почву на берегу Ямуны посадить пять семян различных растений и поливать их одной и той же водой, то все равно вырастут разные деревья. Семя манго даст плоды манго, а семя карелы станет карелой. Еще один пример: Пандавы и Драупади совершали свой бхаджан на берегу Кришна-кунды, но в итоге не получили гопи-прему, потому что в их сердце заложен потенциал вечных спутников в Двараке. Те, у кого нет знания, могут говорить, что можно поменять сварупу, но это не так. Подтверждение тому дал Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, и Шрила Гурудев подробно описал это в биографии своего Гуру. Наконец, вспомните Уддхаву. Он пришел во Врадж и общался с гопи, но не достиг гопи-бхавы. Уддхава видел настроение гопи, и до сих пор совершает аскезы, чтобы достичь его, но это невозможно. Его скрытый в сердце потенциал относится к Двараке. Как же тогда он может получить настроение Враджа? Лакшми-деви тоже пытается попасть во Врадж и вступить в танец-раса, но безуспешно. 

Шрила Джива Госвамипад прочувствовал настроения Шримана Махапрабху и раскрыл его в своих произведениях. Также Шри Джива Госвами приводит множество объяснений различных настроений, например, таких как сакхья. Он делает это, чтобы дать пояснение, но настроение его сердца — это раса-враджа-мадхурья, паракия-бхава, которые он подробно описывает в своих книгах «Мадхава-махотсава», «Гопала-чампу», и других.

Шрила Джива Госвамипад представил множество писаний, в которых заключена вся таттва-сиддханта. Без изучения этих книг очень тяжело вступить в глубокое понимание того, что такое шуддха-бхакти. Шрила Джива Госвами часто приводит пример Шрилы Рупы Госвами, в котором говорит, что необходимо пройти весь путь от шраддхи до премы, и что без анартха-нивритти невозможно постичь самое высокое настроение.

Бабаджи говорят, что мы можем делать, что угодно, и все равно получим высший вкус, но это неправда. Тот, кто объясняет самые возвышенные настроения Вриндавана, не избавившись от анартх, является оскорбителем. У каждой женщины есть право дать рождение ребенку, но до тех пор, пока она не выросла, она не может этого сделать. Достигнув определенного возраста, она может выйти замуж и родить ребенка. Тот же принцип действует и в нашей вайшнавской философии: пока духовная практика человека незрелая, он может совершать разные глупости, не осознавая, кто он такой и не понимая своей сварупы. Но когда он станет серьезно совершать свой бхаджан, тогда у него проявятся одиннадцать экадаши-бхав, и он сможет осознать свою сварупу

В «Прити-сандарбхе» Шрила Джива Госвамипад подробным образом объясняет первый стих «Упадешамриты» Шрилы Рупы Госвами:

вачо вегам манасах кродха-вегам
 джихва-вегам ударопастха-вегам
 этан веган йо вишахета дхирах
 сарвам апимам притхивим са шишйат

«Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире».

Эта шлока является стартом духовной практики. Мы также должны достичь сиддха-пранали, т. е. совершенства. А что такое совершенство? Это третий стих «Шикшаштаки»: 

тринад апи суничена 
 тарор апи сахишнуна 
 аманина манадена 
 киртанийах сада харих

«Непрестанно воспевать Святое Имя Кришны может лишь тот, кто смиреннее травинки и терпеливее дерева, кто выказывает надлежащее почтение окружающим и к себе такового не ждет».

Нам следует молиться лотосным стопам Шрилы Гурудева и Шрилы Дживы Госвамипада, прося их помочь нам вступить на путь бхакти и глубоко понять эту философию.


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Скайп-конференция, 5 января 2014