2 декабря 2018 г.

Можно ли грихастхе бросить все и уйти в храм?

Вопрос: Иногда, когда слушаешь хари-катху, возникает желание отречься. Можно ли грихастхам все оставить и переселиться в храм? 


Шрила Гурудев: Послушайте теперь мой ответ. Если вы женаты, имеете детей и являетесь домохозяевами, то должны заботиться о детях и других членах вашей семьи. Нет необходимости все оставлять. Приняв отречение, вы не достигнете Кришны. С другой стороны, тот факт, что вы – домохозяева, не означает, что вы не придете к Кришне. Нет необходимости все бросать. Когда вы оставите семейную жизнь? Когда будете видеть, что члены вашей семьи полностью противостоят вашему бхакти. Если ваш супруг и дети не слушают кришна-катху, не совершают бхаджан и садхану, такой дом является бесполезным. Это уже другое дело. Если они полностью противостоят вашей духовной жизни, тогда вы можете решить, оставлять их или нет. Но если ваши домашние благосклонны к бхакти, то нет необходимости уходить. Таков процесс. 

Спутники Шри Чайтаньи Махапрабху были в основном домохозяевами: Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Шривас Пандит. Какие наставления давал Махапрабху? Вы должны оставаться там, где находитесь. Неважно кто вы - брахмачари, грихастха или ванапрастха – продолжайте пребывать в том ашраме, к которому принадлежите. Находясь в нем, вы можете практиковать бхаджан и садхану, и нет необходимости делать что-то другое. Когда к вам придет истинная вайрагья, вы непринужденно уйдете. Как в том случае, когда Господь Капиладев преподал учение Своей матери Девахути, и она, оставив все, погрузилась в кришна-прему.
Вы когда-нибудь видели, как змея сбрасывает свою шкуру? Таким же образом, когда придет время, все отвалится само. Ваши родные вас выдворят. Муж или жена скажут: «Давай, проваливай!» Бхактиведанта Свами Махарадж потерпел крах в бизнесе и оказался в Матхуре. Кришна говорит в «Шримад-Бхагаватам»: «Когда Я даю милость, то лишаю такого преданного всего. Забираю жену, детей – все!» Поэтому ни от чего не отрекайтесь. 

Также есть еще один хороший пример из истории с Кришной и Нарадой Риши. Как-то они пришли в материальный мир. Нарада Риши играл роль ученика, а Кришна - роль гуру. Собирая подаяние, они постучали в дом богатого человека. Тот очень разозлился и закричал: «Эй, садху, зачем вы стучите? Вы разбудили меня!» Он излил на них весь свой гнев и ничего не дал. 

Кришна и Нарада пошли дальше. Нарада спросил: «Кришна, какие благословения Ты дал этому богачу? Он не оказал нам никакого почтения и не дал ни копейки». Кришна ответил: «Я сказал ему: ”О, богатый человек, ты получишь еще больше денег!”» Через несколько минут путники подошли к лачуге одной бедной женщины. Увидев их, она возрадовалась, и ее сердце растаяло. Женщина спросила: «Как я могу послужить вам?», и предложила им небольшую испещренную дырочками асану. Нарада Риши и Кришна сидели на ней, а женщина думала, что еще предложить садху. В ее доме было совсем пусто, даже мыши не водились, но во дворе была корова. Она быстренько подоила ее и предложила молоко гостям. Эта старая женщина очень смиренно прикоснулась к стопам Нарады Риши и Кришны. Она не знала, кем они были на самом деле. Не переставая плакать, она говорила: «О, садху! Спасибо, что вы почтили мой дом». Кришна был очень доволен ею.

Когда они ушли, Нарада Риши спросил у Него: «Кришна, скажи, как Ты благословил эту старушку?» Господь ответил: «Я сказал ей: “Tвоя корова умрет!”» Нарада Риши удивился: «Что это за пожелание? Гуру должен благословлять. Богач не послужил Тебе, но Ты обогатил его, а эта бедная женщина напоила Тебя молоком, Ты выпил его, а сейчас хочешь, чтобы умерла ее единственная корова?» Кришна сказал: «Нарада Риши, послушай. Эта женщина предалась Мне, но у нее осталась одна небольшая привязанность к корове. Поэтому Я убил ее животину. Теперь она предастся Мне полностью». 

Что это означает? Кришна Сам все заберет. Но чистый преданный думает: «Я должен все отдать Кришне». Бхактивинода Тхакур поет: 

манаса, дехо, гехо, джо кичху мора 
арпилу туйа паде, нанда-кишора 

«О, мой Кришна, я предлагаю Тебе свое тело, богатство, дом – все». Это называется атма-ниведана. В этой песне есть такие слова: «Когда вы предложите все гуру и Кришне, тогда будете испытывать счастье всегда и везде». Служите Радхе и Кришне под руководством Господа Чайтаньи Махапрабху, совершайте севу. Если вы оставите все и отправитесь во Вриндаван, что вы там будете делать? Нет необходимости все оставлять. Гуру-сева, вайшнава-сева, тхакураджи-сева – это лучшее, что может быть. Гаура Премананде! И повторяйте святые имена: 

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе 
Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе 

У вас есть шесть врагов: вожделение, гнев, жадность, иллюзия, опьянение чувственными удовольствиями и зависть. Все это нужно предложить Кришне. Все желания, которые у вас возникают, предложите Ему. Это будет кришна-севой. Бывает у вас так, что вы гневаетесь? Не всегда, но бывает? 

Преданная: Я легко впадаю в гнев. 

Шрила Гурудев: Кродха бхакта-двеши джане. Надо гневаться на тех, кто против бхакти. Есть у вас жадность? Станьте жадными к хари-катхе, снова и снова слушая ее. Иллюзию вы должны направить на чистых преданных Господа. Безумие примените к кришна-катхе. Потеряйте от нее голову. Только отвергните матсарьяту, то есть зависть или ревность. Она не может быть задействована в служении. У указательного пальца нет служения. Но он может строго указывать на тех, кто критикует гуру и вайшнавов. Повторяйте святые имена. В течение одной жизни послужите гуру и вайшнавам. И нет необходимости ничего оставлять. Служите Кришне под руководством Шримати Радхики. 


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж 
Малайзия, 9 сентября 2018