11 ноября 2018 г.

Слава Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа


Сегодня очень благодатный и замечательный день - Нанда-Утсав. Жители Враджа повсюду празднуют этот день. Вчера Кришна родился у матушки Яшоды. Нанда джи ко ананда бхайо. Ананда бхайо означает, что Кришна – это воплощение блаженства. Он рождается, и сердца всех пьянеют от любви к Нему. С восьми часов утра и до десяти вечера в этот день во Врадже раздают прасад. Враджаваси танцуют и поют. Вы можете увидеть такую картину не только в храме. Обитатели Враджа веселятся, раздают угощения и подарки. И также это день явления очень дорогого спутник Кришны и Шримати Радхарани - Бхактиваданты Свами Махараджа. Вы слышали о его жизни. 

Вайшнавера гуна гана кариле дживера трана. В «Чайтанья-Бхагавате» Вриндаван дас Тхакур объясняет, что если вы будете слушать катху о Кришне, то в ваше сердце могут закраться сомнения. Почему? Потому что Кришна – это Бхагаван. Он - Верховная Личность Бога и не следует правилам и предписаниям. [смех в зале] В «Шримад-бхагаватам» когда Шукадева Госвами рассказывал кришна-лила-чарита-катху царю Парикшиту, тот спрашивал: «О, Прабху, я не могу понять этой философии. Что ты говоришь? Ядупати Кришна, Верховная Личность Бога Кришна пришел в материальный мир, чтобы установить дхарму. Он приходит в этот материальный мир, чтобы восстановить варнашрама-дхарму, уничтожить демонов и защитить садху. Но ты мне рассказываешь лилу про Кришну и гопи. Гопи - это жены гопов, а Кришна танцует с ними, целует и обнимает. Я не могу понять, какую дхарму он устанавливает?» [смех в зале] В других стихах также говорится: «Вы должны следовать правилам писаний и подчиняться варнашрама-дхарме, состоящей из брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси». «Так кто же Кришна? Брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси? Я не понимаю. Джагат-пати Бхагаван, Владыка творения, Верховный Господь танцует с гопи



Что должны делать люди в Кали-югу. Махаджано йена гатах са пантхах. Что такое истинный путь? Истинный путь – это путь великих душ, махаджан. И люди в Кали-югу должны идти по стопам махаджан. Гатах са пантхах. Это означает, что надо следовать по стопам махаджан. Тот, кто это делает, тоже становится такой же возвышенной личностью. А Кришна – самая возвышенная душа из всех. Любой скажет, что Кришна – это махаджан. И поэтому все хотят подражать Ему. Они говорят: «Кришна танцует танец раса, и я тоже хочу. Почему бы и нет?» Кришна очень могущественный. Он танцует одновременно с тремя миллионами гопи, а я не такой могущественный, но смогу одновременно танцевать с тридцатью гопи. Ну, или, хотя бы с тремя». 

Преданный: Как минимум с тремя [смех в зале] 

Шрила Гурудев: Как минимум, говорите? Потому что такова Кали-юга. Люди рассуждают: «Кришна поднял мизинцем Говардхан, а я подниму маленького Гирираджа». Особенность Кали-юги такова, что все будут приходить к сухим логическим умозаключениям. Кришна танцует на капюшонах змея Калии. Вы так сможете? Нет. [смех в зале]. Кришна в воплощении Шиваджи выпил яд из океана. Вам это под силу? Нет, уж лучше танцевать с гопи. [смех в зале]. 

Это – Кали-юга. Поэтому, если вы будете читать «Шримад-Бхагаватам», то у вас будет много сомнений и колебаний. Читая эту книгу без руководства садху или вайшнавов, вы не сможете разобраться. Все сейчас читают «Бхагаватам»: майавади, йоги, карми, гьяни. Сейчас идет Пурушоттама-маса, и если вы отправитесь во Вриндаван, то увидите, что все там читают «Бхагаватам». И у всех есть микрофоны. Особенно в Матхуре, Вриндаване. Кто дает катху по «Шримад-Бхагаватам»? Майавади, йоги, карми, гьяни, брахманы, но смысл этого писания очень трудно понять. Если вы не будете слушать «Шримад-Бхагаватам» из уст вайшнава, садху, гуру, то не поймете его смысл. Будет много недопониманий и сомнений. Но если вы прочитаете эту книгу под руководством шуддха-вайшнава, тогда у вас не будет никаких сомнений. Ведь что делает шуддха-бхакта? Апани ачари дживере сикхайа. Он сам следует бхаджану и садхане, а уж потом учит этому других. Что значит быть гуру? Значит ли это быть сведущим в чем-то? Каково значение слова гуру? Апани ачари дживере сикхайа. Гуру - это тот, кто следует практике сам, повторяет святое имя. Нет необходимости говорить: «Воспевайте святые имена». Если я воспеваю сам, то мой ученик будет автоматически думать: «О, так поступает мой гуру. Значит и мне надо делать то же самое». А если я не повторяю святое имя, то мой ученик тоже не будет его повторять. Понимаете? 

Однажды я был в доме у преданных. У них был маленький сын лет четырех. Когда я зашел, отец сказал ребенку: «Пришел Махарадж. Предложи ему пранамы». А он ответил: «Папа, почему ты сам не предлагаешь пранамы, а меня заставляешь?» И я сказал: «Это правда». Апани ачари дживере сикхайа

Итак, что значит быть шуддха-бхактой? Учить на своем примере. Это и есть гуру-таттва. Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» очень ясно сказал:

«Йанха хаите кршна-бхакти сеи гуру хайа - Того, кто пробуждает в других преданность Кришне, безусловно, следует считать духовным учителем». (Ч-ч., Мадхья, 15.117). 

Гуру – это тот, кто пробуждает в нас кришна-бхакти. Если вы можете получить от кого-то кришна-бхакти, то этот человек по праву может считаться духовным учителем. Можно перечитать все шастры, веды, пураны, упанишады и т д., цитировать все шлоки наизусть, говорить часами, но заденет ли это сердце других? Поможет ли это достучаться до аудитории? Апани ачари. Своим примером. Это очень важно. Поведение и характер – это то, на что все обратят внимание. Можно иметь много теоретических знаний, говорить красиво, но сказанное не будет затрагивать сердца слушающих. Если гуру практикует сам то, что говорит, тогда его слова будут проникать в сердца тех, кто его слушает. 

Есть очень зычные ораторы. Я видел много таких, особенно политиков. Они все говорят, говорят, и вертят головой в разные стороны. Но после их слов ничего не меняется в сердцах слушателей. И никого не трогают их речи. Мой Гурудев сказал мне так: «Сначала научись делать что-то сам, а уж потом проповедуй». 

Как проповедовал Бхактисиддханта Шрила Прабхупада? Десять лет подряд он не переставал повторять святые имена! Сколько он их повторил? Шата-коти-нама-джапа-санкалпа. Один миллиард в течение десяти лет! А потом начал проповедовать. [смех в зале] А мы сколько кругов повторяем? Если бы каждый день мы повторяли более трех лакхов святых имен, то через десять лет набрался бы миллиард. Но Гурудев и Чайтанья Махапрабху говорят, что надо читать хотя бы один лакх святых имен в день. На санскрите мы это называем локша харинам. У слова локша есть два значения. Первое значение такое же, как и у слова лакх, т.е. «сто тысяч». А второе значение слова локша – это «целеустремленность, концентрация». Когда дело касается святых имен, что может быть важнее, чем количество? Качество. Понимаете? Можно кушать много обычной пищи, как бенгальцы на Навадвипа-парикраме едят много риса, а можно, как западные люди, есть немного, но зато сочно и изысканно. Так же и со святыми именами. Повторять их означает делать это как следует. Повторяйте один, два круга, но делайте это качественно.
Сейчас я хочу поговорить о Шриле Бхактиведанте Свами Махарадж. Он - нитья-парикар Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы Шри Шри Радхи и Кришны, но вся его деятельность подобна человеческой, ману-лила. Он получил инициацию от Бхактисиддханты Сарасвати Шрилы Прабхупады. Большинство учеников Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – очень возвышенные. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж написал молитву своему Учителю. В этой молитве есть слова: «Ты обладаешь непостижимым могуществом освободить весь мир». 

махад-адбхута-павана-шакти-падам 
пранамами сада прабхупада-падам 
пранамами сада прабхупада-падам 
вришабхану-сута-дайитанучарам 
чаранашрита-рену-дхарас там ахам 
махад-адбхута-павана-шакти-падам 
пранамами сада прабхупада-падам 
(Шри Прапхупада-падма-става) 

Как в тех, кто принял прибежище у Бхатисиддханты Сарасвати Шрилы Прабхупады, этой великой души, появилось столько много силы? Все его ученики были очень могущественны. Он говорил: «Я не готовлю учеников. Я готовлю гуру». Постарайтесь это понять. Это правда. Гуру не создает учеников, он создает гуру. Все, что ему требуется – это хорошая древесина. Он как плотник строгает из нее прекрасную лодку, которая могла бы пересечь реку, взяв на борт много пассажиров. Именно так делал Шрила Бхактисиддханта Прабхупада. Какие у него ученики? Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Парам-Гуру Махарадж, Бхакти Прагьяна Кешави Госвами Махарадж. Очень высококлассные, возвышенные и могущественные ученики. Но Свами Махарадж – это жемчужина в его короне. Его имя находится в топ-листе. 

Преданные: Свами Махарадж ки джай! 

Шрила Гурудев: Гурудев говорил, что Бхактиведанта Свами Махарадж был шакти-авеша-аватарой. Господь Чайтанья Махапрабху наделил его Своей силой, поместив ее прямо в его сердце. Иначе он бы не смог сделать того, что сделал. Махапрабху приводит доказательство из «Чайтанья-Чаритамриты». Он говорит: «Кришна-шакти вина нахе тара правартана – Без полномочий Господа, никто не сможет распространять это движение санкиртаны». (Ч-ч., Антья. 7.11) 

Никто не способен проповедовать, не будучи наделенным шакти Чайтаньи Махапрабху. Это просто невозможно. Я слышал от одного ученика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады такой случай. Однажды в Америке, кажется, в Нью-Йорке, проходила большая конференция, на которой собралось много религиозных деятелей. Они много чего обсуждали. В Индии тоже бывает такое, когда собирается большое количество представителей религий и долго что-то обсуждает. Так вот, когда конференция уже заканчивалась, один журналист встал и смело начал говорить в адрес выступающих: «Вы приехали с Индии, из бедной страны в богатую страну. Что вы можете нам дать? Наоборот, скорее вы возьмете себе что-то отсюда: деньги, золото, одежду. У нас все есть. Мы богаты и ни в чем не нуждаемся. Что вы можете нам дать? Не надо нам рассказывать о том, что все – Брахман, и что мы тоже – Брахман. Не надо говорить, что у Бога нет формы. Мы итак в Него не верим. Вы не можете дать нам ничего. Только говорите и говорите. Вы просто пришли сюда набрать денег и уехать. Прекратите говорить о дхарме, о том, что Бог – это пустота. Не призывайте нас совершать карму. Мы итак ее совершаем, работая с утра до вечера. Но один раз к нам приехал Свамиджи. И привез нам кое-что. Он ничего не забирал у нас, но дал нам харинаму, нанес на нас тилак. Он объяснил, что Кришна – это Верховная Личность Бога, Бхагаван. Он подарил нам мир и любовь. Мы говорили с ним о таких вещах. Но вы не даете такого. Свамиджи спас многих молодых людей, сказав им: «Оставьте плохие привычки. Перестаньте есть мясо и пить алкоголь». А вы не говорите об этом. Он – ваша полная противоположность. Вот, что он нам дал, а вы все говорите одно и то же». 

Вайшнав всегда говорит: «Оставьте плохие привычки. Делайте так и так». Кто является идеальным оратором? Тот, кто говорит правду, основанную на шастрах

дхармах проджджхита-каитаво `тра парамо нирматсаранам сатам ведйам ваставам атра васту шивадам тапа-трайонмуланам шримад-бхагавате маха-муникрите ким ва параир ишварах садйо хридй аварудхйате `тра критибхих шушрушубхис тат-кшанат.
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной «Бхагавата-пураны», составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце». (Ш.-Б., 1.1.2). 

В этом материальном мире есть много видов дхармы. Но все это так называемая чхала-дхарма, или лживая дхарма. Но дхарма «Шримад-Бхагаватам» -  совершенна. Она носит разные названия: вайшнава-дхарма, санатана-дхарма, атма-дхарма, джайва-дхарма. У Шрилы Бхактивиноды Тхакура в произведении «Джайва-дхарма» описывается, что это такое. 

Так зачем рассуждать о стольких многих видах дхармы? Надо говорить лишь об одной правильной дхарме, нашем вечном предназначении. Какова природа нашей души? 

Дживера-сварупа хайа – кршнера нитйа даса 
кршнера татастха-шакти бхедабхеда-пракаш

«Естественное предназначение живого существа – вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны». (Ч.-ч., Мадхья, 20.108) 
Эти вещи очень важны и хорошо объясняются в «Джайва-дхарме». Есть только единственный правильный путь. Мы должны проповедовать так. Так проповедовал и Бхактиведанта Свами Махарадж. Я многое слышал о нем. Однажды в Калькутте собралось очень много людей на дхарма-сабху, встречу по обсуждению дхармы. И там присутствовал даже Рабиндранат Тагор, очень влиятельный и известный деятель, нобелевский лауреат. На этом собрании выступал также и Свами Махарадж. В то время он был успешным бизнесменом, менеджером крупной процветающей фармацевтической компании Bengal Chemical. Свами Махарадж имел много связей, благодаря чему смог собрать средства и организовать это собрание. Услышав его выступление, Рабиндранат Тагор сказал ему: «Абхай Бабу, многие сегодня говорили о дхарме. Но когда заговорили вы, сердца всех начали плавиться. Если вы будете когда-нибудь проповедовать, то станете лучшим проповедником в мире». 

А однажды Гурудев Свами Махараджа Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада сказал ему: «Если ты будешь проповедовать на Западе, наша миссия будет больше распространяться по всему миру». Но Свами Махарадж был очень смиренным. Он думал: «О, я всего лишь грихастха, занимаюсь бизнесом. Как я смогу проповедовать?» И около сорока лет он не мог придать значения словам своего Гуру. 

Многие ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати приезжали на Запад с целью распространить сознание Кришны. Один из его учеников, Бхакти Хридая Бон Махарадж, превосходно проповедовал на немецком языке. Он выступал в университете в Германии, и все были удивлены. Индиец из Бенгалии и вдруг говорит на чистом немецком языке. Он проповедовал в Англии, даже королевским особам, но его проповедь не была успешной. Великие проповедники Бхакти Саранги Госвами Махарадж, Бхакти Вилас Тиртха Махарадж и другие ученики Бхактисиддханты Прабхупады приезжали на Запад и проповедовали, но не могли достичь такого успеха, какого достиг Свами Махарадж.

Итак, Свами Махарадж обдумывал то наставление, которое дал ему его Гуру. Как проповедовать? Без милости Гуру это невозможно. Кто будет слушать хари-катху? Можно думать о себе, как о хорошем и привлекательном ораторе, но на самом деле не быть таковым. Никто не будет вас слушать, если на то не будет милости Кришны и Гуру. Может и будут слушать, но это не затронет их сердце. Вы же видите по телевизору, как некоторые певцы собирают аудитории из тысяч человек и подолгу выступают. Но это не имеет никакого эффекта. Они лишь удовлетворяют мимолетные чувства слушающих, но не затрагивают их сердец. В Индии тоже есть много певцов и рассказчиков бхагавата-катхи, но вся их деятельность безрезультатна.

Итак, прошло много лет. В «Шримад Бхагаватам» Шукадева Госвамипад описал слова Кришны к Махарадже Юдхиштхире:

Йасйахам анугрхнами харишйе тад-дханам шанаих 

«Если Кришна хочет оказать своему преданному особую милость, Он отбирает у него все материальные богатства». (Ш.-Б., 10.88.8).

Понимаете? Весь бизнес Свами Махараджа потерпел крах. Но у него все еще оставалась привязанность к нему, и он хотел продолжать. Даже когда он приезжал в Матхуру, Гурудев говорил, что у него была там одна комната рядом с Вишрам-гхатом, и он пытался продолжать даже там свой бизнес, но безрезультатно. Он не мог заплатить за ту комнату. Гурудев часто встречался с ним и говорил ему: «Живи в нашем храме». А он говорил: «Нет-нет, я не собираюсь становиться садху».

А однажды Гурудев зашел к нему в комнату, забрал все его вещи, погрузил на рикшу и отвез в Шри Кешаваджи Гаудия-матх. Тогда рикша стоила где-то 50 пайсов, но даже таких денег не было у Свами Махараджа. И Гурудев сказал: «Я сам заплачу». Гурудев сказал: «Живи с нами в храме. Ничего не делай». Но Свамиджи был очень смиренным. Он думал: «О, как я могу в свои преклонные годы поселиться в храме. Я вызову этим только критику брахмачари, которые подумают, что я всю жизнь наслаждался семейной жизнью, а под старость лет вдруг захотел, чтобы они заботились обо мне, подносили воду, массировали стопы, и т.д.».

Да, жизнь в храме такова. Конечно же, такого человека будут осуждать, мол, всю жизнь думал только о жене, детях, и тому подобное, и вдруг пришел в храм на попечение брахмачари. Поэтому, Свами Махарадж не хотел жить в храме. Но Гурудев настаивал: «Нет, давай жить с нами. Будешь просто редактировать журнал на хинди и больше ничего». Потому что на тот момент он был уже пожилой человек. Ему было 65 лет или около того. В каком году он принял санньясу? Сколько ему было тогда лет?

Преданные: 59

Шрила Гурудев: В то время мой Гурудев уже сам был санньяси, и начал настаивать на том, чтобы Свами Прабхупада принял санньясу. Он смиренно упрашивал его: «Дорогой, прабху, пожалуйста, прими санньясу. Другие старшие преданные принимают, а ты почему не принимаешь?» Но Свами Махарадж не хотел. Тогда Гурудев заставил его. Пришел Парам-Гурудев и Гурудев сказал ему: «Пожалуйста, дайте ему санньясу». Свами Махарадж все еще упирался: «Нет, нет, нет. Если Санатана прабху и Муни Махарадж примут санньясу, тогда и я приму!» И так они все вместе ее приняли. Гурудев сделал все для этой церемонии, совершил ягью, сделал данду, дор-каупину, выполнил все обязанности брахмана.

Теперь, став санньяси, Свами Махарадж должен был начать проповедовать. И это было большой проблемой. Он уехал проповедовать в Джханси. Один из брахмачари, основной севак Свами Махараджа в то время, Шешай Прабху вспоминал: «Я поехал со Свами Махараджем. С нами поехало еще два или три брахмачари. Свами Махарадж проповедовал, но никто не приходил слушать его хари-катху. Потом ушли почти все брахмачари, потому что никто не привлекался». Свами Махарадж думал: «Кришна не позволяет мне проповедовать». Однажды он был у себя дома и повторял три лакха святых имен. Я это слышал от Шешая Прабху. На самом деле, может быть и больше. Он все время повторял святые имена и пел. Затем через месяц он решил, что поскольку ничего не получается и никто не интересуется его хари-катхой, ему нужно вернуться во Вриндаван и совершать там бхаджан и садхану. Он вернулся во Вриндаван в храм Радха-Дамодара. Там он повторял святые имена и читал «Бхагават-Гиту», «Шримад-Бхагаватам» и другие книги. Но мой Гурудев так любил его. Он вспоминал: «Каждые два-три дня я отправлялся во Вриндаван, чтобы встретиться с ним. Иногда мы вместе делали чапати. Я раскатывал, а он жарил. И мы вместе обсуждали хари-катху».

Они были подобны Шриле Рупе Госвами, который жил в Тер-кадамбе и Санатане Госвами, который жил в Павана-Сароваре. Иногда Санатана Госвами отправлялся в Тер-кадамбу к Рупе Госвамипаду, чтобы вместе с ним обсудить хари-катху.

Гурудев вспоминал: «В то время не было никакого богатства. Мы накидывали мой чадар, сидели вместе и принимали чапати. Никаких сабджи или чатни у нас не было. И мы обсуждали хари-катху».

Там было еще много чего, я сейчас упоминаю только основные события. Затем в какой-то момент Свамиджи сказал: «Я должен ехать на Запад и проповедовать». И все-таки он поехал на Запад, взяв с собой прекрасную Бхагават-Гиту. Он взошел на борт корабля… Как он назывался? «Джаладута». В общем, он все устроил так, чтобы оказаться на борту «Джаладуты». Сорок дней длилось его путешествие. Один раз я тоже путешествовал всю ночь на корабле в Сардинию. Это было очень сложно. Постоянная качка. Спишь и падаешь с кровати [смех в зале]. Ты был со мной в том путешествии? [обращаясь к преданному]

Преданный: Нет, меня там не было. Но я знаю, что такое путешествовать на корабле.

Шрила Гурудев: А Свамиджи плыл целых сорок дней! И перенес за это время два сердечных приступа! Как бы то ни было, он добрался до Запада. Долгая история. Целый год он пытался проповедовать. Все делал сам. Не было других преданных, которым он мог бы поручить что-то. Как проповедовать в западных странах. О чем говорится в его пранама-мантре? Нирвишеша –шуньявади-пашчатья-деша-тарине. (несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты).

Как проповедовать на Западе, где все – законченные материалисты, и никто не слушает? В то время было очень сложно вести там проповедническую деятельность. Сейчас уже не так сложно. Мы с легкостью путешествуем, останавливаемся в домах учеников Свами Махараджа или Гоур Говинды Махараджа, принимаем прасад. [смех в зале]. Ну это же правда? Лично я чувствую, что сейчас очень легко проповедовать. Я помню, когда первый раз приехал в Бразилию, то подумал: «Как я буду проповедовать?» Никого нет. И ИСККОН ни к чему нас не допускал. Я помню, когда приехал в Южную Бразилию, я был там с Кунджа Бихари прабху. Он вел автомобиль. Восемнадцать часов мы ехали из Сан-паулу до одного места. И там один преданный, вроде бы он не из ИСККОН, он организовал мою программу. Это был день Экадаши. Я весь день не принимал прасад. Было восемь часов, примерно, как сейчас. Собралось около тридцати преданных. Они провели киртан, очередь перешла ко мне, и я запел: Нама ом вишнупадайа радхикайаи-прийатмане шри-шримад-бхактиведанта нарайана госвами ити намине… . Там были ученики … Как же его звали?

Преданные: Хридаянанды? Джаяпатаки? Парамадриты Свами?

Гурудев: Да, да, ученики Парамадриты Свами и Джаяпатаки сказали: «О, наш Гурудев написал в письме, что мы не должны принимать яд из уст учеников Нараяны Махараджа». Итак, когда я допел и открыл глаза, то увидел, что они забрали Божеств! [смех в зале]. Можете в это поверить? Остались только я, Кунджа Бихари прабху, организатор и преданный из ИСККОН, в доме которого мы собрались.

Преданная: Вы открыли глаза и увидели, что все ушли? 
Шрила Гурудев: Да. И потом я спросил Джая Лакшмана, так звали того преданного: «Почему они убежали?» И он ответил мне: «Махарадж, их Гурудев, Джаяпатака Свами написал письмо: «Никогда не слушайте яд из уст Нараяны Махараджа и его учеников». Вот они и ушли. Мы остались без прасада, потому что они забрали даже его. [смех в зале]. Никого и ничего не осталось. Только мы вчетвером. Я начал говорить хари-катху. Пришло два-три человека. Вы знаете Бразилию. Какие-то влюбленные сели, вытянув ноги туда, где я сидел. [смех в зале]. Не проблема. Я дал катху. Такая была проповедь.

Можете поверить, что когда-то все было так? А сейчас если я отправляюсь в любой город Бразилии, то на лекциях присутствует от тридцати до пятидесяти человек. У Гурудева много учеников. Но раньше было не так. Было очень сложно. В другой раз я останавливался на три дня в Гьяна-мандире, выступая перед гьяни. Первый день я рассказал о том, что гьяни падут, а преданные - никогда. [смех в зале]. Ну это же правда. Рассказал им катху по брахма-стути, и они очень разозлились: «Махарадж, примите наши пранамы. Уезжайте и больше не приезжайте!» [Гурудев и весь зал смеется]. Но я же сказал правду. Все, что я помню, это храм, в котором я давал лекцию и то, как они выгнали меня. [Гурудев смеется].

Преданная: Значит, ваша проповедь была успешной.

Шрила Гурудев: Меня часто выгоняли в Бразилии. [смех в зале]. Один раз я тоже был в одном месте, собирался прочесть пранама-мантру своему Гурудеву, и один брахмачари меня спросил: «Кто ваш гуру?» Я ответил: «Бхакти Нараяна Махарадж». А он ответил: «Нет-нет, уходите». Они не позволяли мне. Чало. Мои им дандават-пранамы. [Гурудев улыбается]. Да, я помню, Джаяпатака Махарадж был очень строг. Он и его ученики были настроены против, считая нашу катху ядом. В общем так. Ну и ладно.
Итак, Бхактиведанта Свами Махарадж пытался проповедовать целый год. Его проповедь была такой же безуспешной как в Индии. Никто не слушал хари-катху. Без милости Кришны и Гуру ничего не получится. Но если у нас будет гуру-ништха, то однажды мы добьемся успеха. Я верю в это.

Преданные: Это факт.

Гурудев: Один раз мы приехали с Говинда Бхактой. Сейчас он Ашрам Махарадж. Гурудев говорил ему: «Всегда носи данду Ваны Махараджа». Тогда еще он не был санньяси, а был брахмачари. И он сказал мне: «Вана Махарадж, я не хочу сюда больше приезжать. Никто не слушает хари-катху». Месяц никто не приходил. Это было нелегко. И тогда я начал искать тех, кто мог бы быть заинтересован в хари-катхе. Мы с Кунджа Бихари прабху в Желтых страницах нашли адреса йога-центров. Все-таки, йоги - вегетарианцы, понимают некоторые вещи. Мы не говорили, что собираемся им читать гаудия-вайшнава-катху, но йога-катху. [смех в зале].

Мы начали звонить и говорить, что один свамиджи приехал из Вриндавана и хочет выступать с йога-катхой. И я приходил. В основном я проповедовал в Бразилии в йога-центрах. Я помню, когда приехал Гурудев, пришло всего тридцать человек. Гурудев сказал: «Я больше не приеду». А когда Гурудев приехал в третий раз, то он был удивлен, потому что пришло около пятиста человек. Так, постепенно распространялась наша миссия.

Так и Свами Махарадж не знал, что делать в течение первого года. Он думал вернуться назад, полагая, что Кришна не разрешает ему проповедовать. Если параматма не дает вдохновения в сердце, то кто будет слушать хари-катху?

Хочу напомнить вам еще одну историю, которую вы наверняка знаете, когда Свамиджи сидел под деревом в Томпкинс-сквер-парке в полном одиночестве и пел: Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда, Шри-Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гаура-Бхакта-Вринда. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Хари Хари. И произошло чудо. К Свамиджи начали подходить хиппи. Кое-где даже сохранились видео. Парни и девушки, держащие в руках … как это называется? Вино?

Преданные: Вино и ЛСД.

Шрила Гурудев: Не знаю, что такое ЛСД. Многие из этих людей были хорошо одеты, при галстуках. Например, Тамал Кришна Махарадж. Не знаю, как его тогда звали. Еще там была Шьямарани диди.
Преданная: Некоторые пытались и Свамиджи угостить тем, что сами принимали. [смех в зале].

Шрила Гурудев: Это было просто чудесно. Через пару дней общения со Свамиджи они бросали свои плохие привычки. Брили свои головы, ставили тилак, одевали кантхималы, оставляли все плохое и полностью предавались лотосным стопам Свами Махараджа.

Каким же образом проявляется шабда-брахман (святой звук) из уст маха-бхагаваты? Он ведь не всегда проявляется. Вы можете быть сбиты с толку. Я приведу вам доказательство из «Шримад-Бхагаватам». Махат-антара-ачьюта-катха. Читайте пятую Песнь «Шримад-Бхагаватам». Шабда-брахман проявляется только по желанию Кришны. И тогда такой проповедник становится очень привлекательным. ВишванадхаЧакравартипад тоже это объясняет, ссылаясь на стих из пятой песни «Шримад-бхагаватам». Махат-антара-ачьюта-катха. Когда тот, кто рассказывает, очень сильно воодушевлен тем, что говорит, вибрации исходят прямо из его сердца и передаются тем, кто находится рядом с ним. Он излучает это из себя. Сердца тех, кто слушал Свамиджи, были опьянены, и они полностью предались ему. И уже дальше с их помощью сознание Кришны очень быстро стало распространяться по всему миру. Сколько лет он проповедовал? Десять?

Преданные: Одиннадцать.

Шрила Гурудев: Очень быстро распространялась его проповедь, потому что Кришна пролил на него свою милость. Целый год он проповедовал, но безуспешно. А затем произошло чудо. Пришла милость Кришны и Его желание. Свами Махараджа начали слушать люди самого высшего класса: богатые, влиятельные, высокообразованные, ученые, профессора, доктора наук, знаменитости. Среди его последователей был Джоржд Харрисон. Были и другие маха-бхагаваты помимо Свами Махараджа, но Кришна сделал Свой выбор.

Иногда мы спрашиваем, почему Чайтанья Махапрабху выбрал Рупу Госвами, а не Сварупу Дамодара или Рая Рамананда? Почему Чайтанья Махапрабху вложил все сокровище в сердце Рупы Госвами? Потому что Господь – Верховная Личность. И нельзя даже спрашивать, почему Ему так захотелось поступить. [смех в зале]. 
Как-то я спросил у Гурудева: «Гурудев, кто выше? Рупа Госвами или Сварупа Дамодара и Рай Рамананда?» Если вы внешне сравните их квалификацию, то увидите, насколько квалифицированными были Сварупа Дамодара, Рай Рамананда, Адвайта Ачарья. Все ачарьи тех времен были очень могущественными, но почему Чайтанья Махапрабху выбрал именно Рупу Госвами? Потому что Бог – это Верховная Личность.

мукам кароти вачалам 
пангум лангхайате гирим 
йат-крпа там ахам ванде 
парамананда-мадхавам 

«„Верховная Личность, Бог, является сач-чид-ананда-виграхой — Его образ вечен, исполнен знания и трансцендентного блаженства. Я в почтении склоняюсь перед Ним, по чьей милости немые становятся красноречивыми ораторами, а хромые переходят через горы“» (Ч.- ч., Мадхья, 17.80)

Почему Чайтанья Махапрабху и Бхактисиддханта Прабхупада выбрали Свами Махараджа? Сравните английский язык Свами Махарджа и Бхакти Хридай Бон Махараджа? У Бхакти Хридай Бон Махараджа было очень высокое знание английского языка. Даже англичане не смогли бы прочитать его книги без словаря. Американцы тоже бы обломали себе зубы. Но английский язык Свами Махараджа был очень прост. 
Преданные часто говорили Гурудеву: «Гурудев, все любят «Бхагават-Гиту» Свами Махараджа. Ваша «Гита» непроста для понимания. Она для продвинутых читателей». Но Гурудев отвечал: «Мой стандарт – это мой стандарт, и я не буду его менять». До сих пор некоторые ученики Гурудева читают не его «Гиту», а «Гиту» Свами Махараджа.

Итак, Господь выбирает своего маха-бхагавату. Есть много возвышенных вайшнавов. Я не говорю, что кто-то из них выше по положению, а кто-то ниже. Все они очень достойные: Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махараджа, Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Бхакти Хридая Бон Махарадж, Бхакти Вилас Тиртха Махарадж. Но выбор пал на Свами Махараджа. Гурудев часто любил повторять в лекциях, что Свами Махарадж – это шакти-авеша Кришны. Кришна дал ему свою шакти, и весь мир затанцевал.

Даже сейчас, когда прошло уже 35 лет, если маленького ребенка попросить посмотреть на изображения Бхактисиддханты Прабхупады и Свами Махараджа, и спросить, кто из них Прабхупада, он укажет на Свами Махараджа. Титул Прабхупада ассоциируется с ним. Все задаются вопросом, как ему это удалось? Такое могущество! Благодаря ему люди узнали Господа Джаганнатху, и теперь почти в каждой стране проводятся фестивали Ратха-ятры. Одни завистливые люди из Джаганнатха-пури совершили апарадху. Из-за того, что Свами Махарадж открыл Ратха-ятру всему миру, они сожгли его портрет. Вероятно, это были смарта-брахманы, и они не поняли, что Свами Махарадж – маха-бхагавата. И сейчас Ратха-ятра проводится везде. Куда бы вы ни отправились, вы встретите там храм, построенный им. Если не храм, то точно нама-хатту. Везде. Даже в мусульманских странах.

Сейчас вайшнавам легко проповедовать. А в то время ученики Шрилы Прабхупады приносили в жертву свои жизни. Их мучили, сажали в тюрьмы. Они приносили себя в жертву лотосным стопам гуру. Такова была их гуру-ништха. Мой Гурудев любил использовать слово «верность» (английское слово «loyalty»). Такая верность, какую собаки хранят своему хозяину.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал песню:

сарвасва томар, чаране сампийа, 
подечхи томара гхаре 
туми то тхакур, томара кукур, 
болийа джанахо море 

«Теперь, когда я вручил Тебе все, что имею, я падаю в поклоне перед Твоим домом. Ты Верховный Господь. Пожалуйста, считай меня своей домашней собакой».

Я помню, много лет назад в Навадвипе, когда услышал эту песню, сказал Гурудеву: «Гурудев, почему тут вайшнава называют собакой? [смех в зале]. В Бенгалии вообще не любят собак. Их прогоняют и к ним не прикасаются. Мусульмане и люди низкового кастового происхождения держат собак, но бенгальцы их не любят и считают нечистыми. И много лет назад, в самом начале, я спросил у Гурудева, почему вайшнавов сравнили с собаками. И Гурудев мне очень хорошо объяснил. Он сказал: «Посмотри, как собака предана своему хозяину. Даже если хозяин пнет ее, она не уйдет от него. Если он бросит ей поесть краюшку хлеба, она будет благодарно думать, что это дом ее хозяина. И не допустит никого постороннего к своему хозяину. Начнет лаять, если кто-то приблизится к дому: «Гав-гав! Убирайтесь прочь!» Правда же? Но, зато, когда ее позовет хозяин – она бежит. Ничего не сделает без его приказа». Мне это очень хорошо объяснил Гурудев.

Ученики гуру полностью ему преданы. Верность гуру очень важна. На санскрите еще говорят прабху-бхакта. Есть еще слово раджа-бхакта, оно описывает человека, который готов отдать свою жизнь за царя. Прабху-бхакта – это тот, кто отдаст жизнь за хозяина. Гуру-бхакта. Вот так это объяснил тогда Гурудев. Он ответил, что его Гурудев Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, когда еще был Винодом Бихари Брахмачари, рисковал жизнью ради своего Гуру. Просто получить дикшу недостаточно. Без гуру-ништхи, не будучи гуру-бхактой, мы никогда не сможем развиваться в нашей духовной жизни. Это очень важно. Что означает духовная жизнь? Сделай или умри.

Мой Гурудев еще любил говорить: «Я не знаю милости Кришны. Я не знаю милости Шримати Радхики. Я даже не знаю милости Чайтаньи Махапрабху. Я знаю только милость моего Гурудева»:

дхьяна мулам гуру мурти 
пуджа мулам гуру падам 
мантра мулам гуру вакьям 
мокша мулам гуру крипа 

Без милости гуру невозможно продвигаться по духовному пути. Гуру-ништха. Это очень важно. Если у вас есть гуру-ништха, вы можете завоевать весь мир. Мышление должно быть таким: «То, что говорит мой Гурудев  - на сто процентов совершенно и истинно». 7

Сколько же гуру-ништхи было в Бхактиведанте Свами Махарадже! Он показал всему миру, как жертвовать собой ради своего Гуру.

В течение жизни он написал много книг, переводил их, и очень любил своих учеников. У него была шишья-ватсалья, любовная привязанность к своим ученикам. Гуру подобен отцу, а ученики – сыновьям и дочерям. Он также испытывал любовь к своим духовным братьям и выражал им почтение. Свами Махарадж написал много писем Гурудеву, Нараяне Махарадже. Я лично читал письма, написанные от его руки. И Гурудев ему часто отправлял караталы, мридангу, перу, и.т.д. Иногда проповедь выражается и таким образом. Но некоторые так называемые ученики Свами Махараджа критикуют Гурудева, называя его слова ядом. Это называется быть сахаджиями. Я не знаю, в какой ад они отправятся. Один преданный Санатана как-то сказал: «Я готов пить воду, омывающую стопы тех, кто служит моему Гурудеву».

Свами Махарадж лично попросил его провести ритуалы для самадхи. Это говорит о том, как сильно он любил его. Как-то Гурудев сказал: «Я – его истинный ученик». Кто настоящий ученик Свами Махараджа? Мой Гурудев, Шрила Нараяна Махарадж говорил: «Я его истинный ученик. Он держал мою руку и рыдал. Я - Бхактиведанта, и он – Бхактиведанта». Свами Махарадж назвал своих учеников неразумными обезьянами, имея в виду их глупость. Он сказал Гурудеву: «Я постоянно учу их. Я чувствую, что скоро уйду. Пожалуйста, помоги им и дальше учиться. Подсказывай им».

Это называется бхакта-ватсалья, любовь. Он сказал так на своих учеников, любя, но мы не можем этого повторять. Если мы будем так говорить на них, то совершим оскорбление. Это слова Свамиджи. Мы ничего не говорим от себя, просто повторяем его слова. Иногда родители, любя, называют своего ребенка ослом. Но другие не могут так говорить. Из любви родители могут сказать своему ребенку: «Ты – осел».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада часто говорил Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами: «Ты – полный дурак». Бхакти Прагьяна Кешава Госвами давал классы по Веданте, и вдруг его называли таким словом. Но такова любовь учителя к ученику. Родители тоже часто могут бранить своих детей, называя их подобными словами. Но мы так не можем. Если мы так скажем на Парам-Гурудева, это будет большим оскорблением.

Точно так же Свами Махарадж сказал Нараяне Махараджу про своих учеников, что они глупы. Гурудев говорил: «Много раз ко мне приходили Тамал Кришна Госвами Махарадж и Гирирадж Махарадж и уговаривали меня ехать на Запад проповедовать. А я отвечал: «Нет, нет. Мой Гурудев вручил мне Матхуру и Вриндаван, Бхагавата-дхаму. Я не знаю, когда оставлю тело, поэтому повторяю святые имена, совершаю бхаджан и садхану в Матхуре и Вриндаване. Гурудев дал мне эту севу, и мне этого достаточно». Я слышал своими ушами как он сказал: «Я не хочу ехать на Запад. Вы проповедуйте, а я буду вам помогать. Приезжайте ко мне и слушайте хари-катху, а потом рассказывайте дальше». Я слышал это, потому что всегда был в комнате Гурудева. Они продолжали его уговаривать: «Мы купим вам билет», и.т.п, и.т.д., но Гурудев отвечал: «Нет, нет, нет. Я не хочу покидать пределы Враджа. Я совершаю бхаджан и садхану, и этого достаточно. Я не хочу никуда уезжать». 
Как в песне:

Боро крипа кори гауда ванна маджхе годруме дийачха стхана аджна дила море, эи брадже боси’, харинама коро гана 

«О Гурудева, по своей великой милости ты привел меня, в леса Гауды, на Годрумадвипу. Ты велел мне жить в этом месте, неотличном от Враджа, и повторять Святое Имя». 
Он также сказал: «Вы можете проповедовать, и по велению вашего Гуру приезжать сюда, слушать хари-катху, а потом распространять ее. Но сам я не хочу ехать на Запад».

А потом что-то произошло. Кришна все устроил. Джи-Би-Си сделал так, чтобы те, кто приезжает к Нараяне Махараджу больше уже не могли возвращаться в ИСККОН. Им запрещали. И ученики говорили Гурудеву: «Что нам теперь делать? Куда идти? Мы оказались на перепутье». Тогда Гурудев сказал: «Я должен ехать!» Он использовал такое выражение: «Вы разбудили спящего детеныша льва! Он мирно спал, но вы его потревожили и теперь он мечется из стороны в сторону».

Я помню и видел еще много чего. Тамал Кришна Махарадж и Гигирадж Махарадж приезжали на день рождения Гурудева, делали Гурудеву пуджу и арати, а через несколько лет ИСККОН запретил общаться с Гурудевом и эти же люди стали считать его катху ядом.

Однажды приехал один член совета Джи-Би-Си. Не помню его имя. Очень крупный, и с пятикилограммовой джапа-малой. Он приехал за пять дней до Навадвипа парикрамы и жаловался моему Гурудеву Шриле Вамане Госвами Махараджу.

Преданный: Это был Джаяпатака Махарадж.

Шрила Гурудев: Он сказал моему Гуру: «Махарадж, вы – президент «Гаудия Веданта Самити». Нараяна Махарадж собирается поехать на Запад и помешать проповеди Свами Махараджа. Остановите его!» Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж ответил: «Харе Кришна!» Но тот не слушал. Тогда Шрила Вамана Госвами Махарадж сказал: «Я – президент «Гаудия Веданта Самити», но согласно нашему закону у меня нет никаких полномочий. Все решения принимает секретарь. Обратитесь с вашим вопросом к нему». Гурудев был умен и не стал ничего открыто говорить. Он просто сказал: «Харе Кришна! Я не хочу слушать вайшнава-нинду». И этот член Джи-Би-Си ушел. Потом он подошел к моему дяде, тогда еще Кришне-крипа брахмачари, и сказал: «Эй! (о мой Бог! Да он так и сказал!). Кто тут секретарь «Гаудия Веданта Самити?» Очень грубо и неуважительно. Я был там и все это видел. Я так сильно разозлился и думал, что сделать. Хотел даже запустить в него кирпичем. Да, я был очень злой. Само это обращение «Эй» было очень презрительным. Типа: «Эй, ты. Обычный брахмачари!» Но мой дядя тоже был очень умным и не стал напрямую говорить, что секретарем был Шрила Нараяна Махарадж. Он сказал: «Секретарь сейчас дает лекцию в мандире». Затем тот член Джи-би-си пошел и увидел, что секретрем был сам Шрила Нараяна Махарадж. [смех в зале].

Итак, кто может называться учеником? Тот, кто полностью вверил себя гуру. Посмотрите на мировой вклад Свами Махараджа и его проповедническую деятельность - ИСККОН. Мой Гурудев говорил в одной лекции: «Мы – тоже ИСККОН. ИССКОН и Свами Махарадж неотличны от Гаудии. ИСККОН взял начало от Кешаваджи Гаудия матха. ИСККОН – это Прабхупада. Он дал ему начало. Я тоже стою у истоков ИСККОН».

Преданный: Гурудев дал Свами Махараджу санньяса-мантру. Не Бхакти Прагьяна Кешами Махарадж, а Нараяна Госвами Махарадж дал санньяса мантру Шриле Прабхупаде
[Гурудев не понял вопрос преданного и попросил других преданных разъяснить].

Другой преданный: Он говорит, что Нараяна Махарадж дал санньяса мантру Свами Махараджу. Но я никогда не слышал об этом.

Шрила Гурудев: Нет, нет. Когда духовный брат дает разъяснения по санньяса-мантре, это не значит, что он дает санньясу. Допустим, я даю дикшу какому-то ученику. Если кто-то разъясняет ученику то, что я говорю, это не значит, что он ему дает дикшу. Кто дает посвящение? Гуру. Кто давал санньяса-посвящение Свами Махараджу? Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. Конечно, Свами Махарадж мог попросить по своему смирению Нараяну Махараджа по-дружески помочь истолковать ему что-то. Если вы не понимаете гаятри-мантру и просите вашего духовного брата объяснить вам, значит ли это, что он дает вам гаятри-мантру? [Обращаясь к преданному] Не говорите так, иначе вы введете всех в заблуждение. Это называется стути-нинда, преувеличение славы Гурудева [смех в зале]. Хотите, чтобы в ИСККОН начали говорить, что Нараяна Госвами Махарадж – гуру Свами Махараджа? [смех в зале]. 
[Преданный повторяет пранама-мантру, которую Бхактипрагьяна Кешави Госвами Махарадж дал Свами Махараджу]. 
Шрила Гурудев: Да. Вот здесь вы уже верно говорите. Когда Свами Махарадж приехал на Запад, он читал эту пранама-мантру Бхактипрагьяне Кешава Госвами Махараджу: Вайрагья-йукта-бхакти-раса… и т.д. Он очень уважал своего санньяса-гуру. Сейчас люди путаются. Раньше, когда проблем не было, писали о том, что у Свами Махараджа есть санньяса-гуру. А потом, когда начались проблемы, они предпочли скрывать эти факты. В отдаленной Бразилии люди спрашивали, кто был санньяса-гуру Свами Махараджа. Им отвечают: «Кажется, какой-то брахман из Матхуры». Так они говорят! Будто Свамиджи принял санньясу от какого-то брахмана из Матхуры. Они знают, но делают вид, что не знают. Не хотят признавать имя Шрилы Гурудева и этим совершают большое оскорбление. Можете ли вы поверить? Не признают такого маха-бхагавату
Когда маха-бхагавата живет в этом мире, только некоторые могут осознать его возвышенное положение. Например, так случилось с Гоур Говиндой Свами Махараджем. Никто не признавал его статус при жизни, но стоило ему покинуть этот мир, как все начали причитать по нему. Возможно, они лили крокодиловы слезы, но, как бы то ни было, при жизни Гоур Говинды Свами Махараджа они не понимали, что он – маха-бхагавата.

Итак, только некоторые способны признать маха-бхагавату при его жизни. Это правда. Однажды один человек принял у Гурудева инициацию в харинаму и получил четки. Но кто-то начал говорить ему: «Зачем ты принял этот яд от Нараяны Махараджа?», и тогда он выбросил джапа-малу. Глупец. Он сказал: «Это не моя вина. Мне сказали, что я не должен был этого делать, вот я и выкинул джапа-малу». Сейчас у него очень большие проблемы, и он не перестает плакать. Это правда. Немногие могут осознать величие души маха-бхагават в материльном мире. Но те, кто принял прибежище у стоп Гурудева или Свами Махараджа – очень удачливые души. Особенно вы [обращаясь к преданным]. Вы видели Свами Махараджа маленькими и сидели у него на коленях. Вы очень-очень удачливы. Я выражаю почтение вашим лотосным стопам, потому что вы получили его даршан. 
Как же могущественны наши ачарьи. Если вы будете слушать хари-катху этих ачарьев и истории их жизни, ваши сердца очистятся. Это правда. Бхакта дживана чари катха. Всегда слушайте о жизни преданных Господа. И когда вы продвинетесь в духовной жизни, тогда сможете понять кришна-лила-катху. Перечитывайте снова и снова о жизни Гурудева, наших ачарьев, Рупы Госвамипада, Санатаны Госвамипада и тогда поймете кришна-лила-катху. 

Гурудев всегда говорил нам: «Читайте о жизни наших предыдущих ачарьев: Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Рагхунатхи даса Госвами. И потом читайте «Шримад-Бхагаватам»».

Раньше никто, кроме Гурудева не давал бхагавата-катху. Я помню. В основном брахмачари и санньяси давали дживана-чарита-катху, рупа-госвами-лила-катху, санатана-госвами-лила-катху. Гурудев сам говорил: «Только я даю бхагавата-катху. Остальные брахмачари и санньяси дают катху о жизни Рупы Госвами». Иногда мы спрашивали у Гурудева, почему это так. Потому, что узнавать о жизни великих вайшнавов очень важно. Без этого невозможно понять кришна-лила-катху. Мы очень много слушали о жизни Рупы Госвами, а затем обсуждали.

Итак, сегодня очень благоприятный день. Мы говорили и о Свами Махарадже. А когда о нем начала рассказывать Судеви диди, то наши сердца растаяли, потому что она видела его вживую и непосредственно получила его милость. Как удачливы те, кто получил его даршан. Мы тоже можем его получить, посмотрев видео с его участием. На фестивале Радха-ятры он танцует перед Господом Джаганнатхой, и вместе с ним танцуют тысячи человек. Можно представить, что когда на земле был Махапрабху, происходило нечто подобное. Конечно, никаких видео тогда еще не было. Но мы видим записи со Свами Махараджем. Он танцует перед Господом Джаганнатхой, а вокруг него танцуют очень красивые люди, которые обрили себе головы и поставили тилаки. Я думаю, что они - парикары Господа Чайтаньи и Свами Махараджа. Те, кто полностью предались ему - не обычные души. Когда-то они были хиппи, а стали великими. И теперь все хотят омыть им стопы и принять эту воду. Потому что они приняли прибежище у Свами Махараджа и повторяют святые имена.

Но когда Свами Махарадж был еще жив, далеко не все осознавали величие его души. Некоторые сожалеют о том, что не приняли харинаму у него. Он говорил: «Примите харинаму, оставьте плохие привычки». И сейчас эти люди сожалеют. Я много путешествую и вижу таких людей. Они не смогли принять дикшу даже у учеников Свами Махараджа.

Только удачливые души могут встретить истинного гуру. Если вы удачливы, вы встретите его. Но кто такой истинный гуру? Вы сможете это понять только по его плодам. Если вы спросите у дерева: «Что ты за дерево?», оно ответит: «Ты это поймешь по моим плодам. Лимонное ли я дерево или гуава или карела - все станет ясно по моим плодам». Мой Гурудев так объяснял. По одному таттва-даршану невозможно понять истинность гуру. Только по плодам.

Шрипад Сиддханти Махарадж, гуру Шридхара Махараджа говорил: «Все начинают понимать славу садху, когда он уходит их этого материального мира». Мы не понимаем, не ценим то сокровище, которое у нас есть. Только сейчас мы начинаем осознавать всю важность катхи Гурудева, его значимость, что-то начинает трогать сердце. А, возможно, если бы Гурудев был все еще здесь, мы бы не понимали этого. Никто не узнает маха-пурушу или маха-бхагавату, пока она еще в материальном мире. Совершая бхаджан и садхану и воспевая святые имена, однажды мы осознаем славу Гурудева. Но для этого нужна гуру-ништха. Это очень важно. Необходимо думать: «Мой Гуру - это джагат-гуру. Есть много гуру, но мой гуру – это джагат-гуру. Он – самый-самый». И чтобы это понять, нужна верность. Понимаете? Это очень важно. Всегда думайте, что ваш Гурудев – это джагат-гуру. Если у вас не будет гуру-ништхи, бхакти не будет развиваться. Это подобно тому, как целомудренная женщина предана своему мужу. Может быть ее муж – беден, а другие мужчины богаты, но она не думает о том, чтобы бросить своего бедного мужа и уйти к богатому человеку. Понимаете? У вас должна быть такая же преданность Гурудеву, какая бывает у целомудренной женщины ее мужу.

У Свами Махараджа было очень много гуру-ништхи. И наш Гурудев так сильно любил его. Я ездил с Гурудевом в Англию и многие другие западные страны. Он говорил: «Я приехал в пада-тиртху, место, где ступали стопы Свами Махараджа». Знаете, что значит пада-тиртха?

Преданные: Земля, по которой ходили лотосные стопы святого.

Шрила Гурудев: Да. Западные страны стали тиртхой. Ведь земля, по которой прошли лотосные стопы маха-бхагаваты становится святой.

Гаура-премананде!


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж 
Голландия, 11 августа 2012