суббота, 25 августа 2018 г.

История появления Господа Джаганнатхи

Бирменгем, 12 июня 2017 г.

Жил один царь, которого звали Индрадьюмна Махарадж, он был очень благочестивым. Однажды к нему во дворец пришел очень возвышенный вайшнав и поведал ему удивительную историю о Божестве Нила-Мадхава. Царь полностью погрузился в слушание этой истории, и садху сказал ему: «Махарадж! Тот, кто получит даршан Шри Нила-Мадхавы, будет освобожден из этого материального мира. Такой личности не нужно будет совершать садхану, бхаджан, аскезы или давать пожертвования. Достаточно будет просто получить даршан этого Божества, и тогда его жизнь увенчается успехом».  

Вайшнав несколько часов рассказывал Индрадьюмне Махараджу увлекательную историю о Господе Нила-Мадхаве, искусно прославляя Его, а затем исчез. Царь подумал: «О, где же это Божество? Я не спросил у этого садху». Он начал искать вайшнава, но того уже нигде не было. [Если я в своих рассказах начну прославлять перед вами Кришну, тогда вы спросите меня, где Он находится. И если я вам отвечу, что Кришна находится во Вриндаване, вы захотите отправиться туда]. Тогда царь созвал четверых самых сведущих брахманов своего царства и сказал им: «Даю вам два месяца. Обойдите все стороны света и найдите Господа Нила-Мадхаву». Так, брахманы отправились на поиски Божества. Через два месяца три из них вернулись ни с чем, и только самый разумный брахман по имени Видьяпати не прекращал поиски. Он думал: «Я должен исполнить приказ царя. Если я приду к нему без новостей о Божестве, он очень расстроится и наложит на себя руки». 

Итак, два месяца поисков брахмана были на исходе, а удача все еще не улыбалась ему. Он отправился на восток и пришел к берегу океана. На том берегу жили и работали люди из низших каст. [В те времена людям очень низкого классового происхождения нельзя было селиться в деревнях]. Когда Видьяпати пришел в это место, то почувствовал сильную жажду и начал искать воду. Заглянув в один дом, он увидел там девушку и подумал: «Что же мне делать? Если я не выпью воды, то умру, но я не должен пить воду из рук людей низкой касты. Однако, если я понибну, то не смогу выполнить задание царя». И тогда Видьяпати попросил у девушки воды. Лалита (так ее звали) была очень простой деревенской девушкой. Она смиренно сказала Видьяпати: «О, брахман, пожалуйста, зайдите в мой дом». Видьяпати вошел, и Лалита предложила ему воды. 

Брахман был удивлен чудесному аромату, исходящему от этого дома. [В домах у людей могут быть разные запахи, например, там, где проживают люди низкого классового происхождения, может пахнуть рыбой]. Он спросил Лалиту: «Почему в твоем доме все так благоухает?» Она ответила: «Мой отец каждый день отправляется в лес и поклоняется там Нила-Мадхаве». Услышав эти слова, брахман очень обрадовался, и его глаза стали огромными как расагулы. Два месяца он ничего не слышал об этом Божестве, и, наконец, пришла удача. Видьяпати переспросил Лалиту: «Нила-Мадхава?» «Да, мой отец поклоняется Нила-Мадхаве, и когда возвращается из леса, то его тело источает прекрасный аромат». Видьяпати вновь подумал: «Но где же Нила-Мадхава?» [Вероятно, он хотел найти Божество по запаху, как полицейские ищут преступников].

Он стал думать о том, как бы ему попасть к Божеству. Лалита сказала: «Идя в глухой лес, отец никого не берет с собой. Рано утром он выходит из дома и отправляется туда, а возвращается уже ночью». Видьяпати рассуждал: «Я должен во что бы то ни стало отправиться туда». 

Отца Лалиты звали Вишвавасу. Когда ночью Вишвавасу вернулся, Видьяпати начал расспрашивать его о Нила-Мадхаве и о том, как получить Его даршан. Но тот оборвал его: «Нет, я никогда никого не беру с собой». Тогда смышленый брахман кое-что придумал. Поскольку он был очарован Лалитой, он решил жениться на ней, решив, что это поможет ему попасть к Нила-Мадхаве и получить Его даршан. Лалита же начала предупреждать отца, что если Видьяпати не получит даршан Нила-Мадхавы, то может оставить свое тело. Но Вишвавасу был непреклонен и не хотел брать Видьяпати с собой. Однако Лалита не собиралась сдаваться. Она снова и снова упрашивала своего отца, и тот, чувствуя глубокую привязанность к своей дочери, наконец-то согласился. Он сказал: «Хорошо. Я возьму Видьяпати с собой, но только в том случае, если его глаза будут завязаны. Когда мы приедем в храм, я развяжу ему глаза, и он сможет получить даршан Нила-Мадхавы. А на обратном пути я опять завяжу ему глаза». Разумный Видьяпати сразу согласился. Он положил горчичные зерна себе в карман и начал потихоньку раскидывать их по дороге в храм, думая: «Через два-три месяца эти семена прорастут и превратятся в высокие ростки, и тогда я смогу найти дорогу к Нила-Мадхаве»

Когда Видьяпати и Вишвавасу приехали в храм, отец развязал ему глаза, и Видьяпати смог получить даршан Нила-Мадхавы. Прекрасное Божество стояло в красивом храме на берегу реки. Увидев Его, брахман понял, что его жизнь увенчалась успехом. Неподалеку он также заметил ворона, сидящего на ветви дерева. На глазах Видьяпати птица почувствовала сонливость и упала в пруд. И лишь коснувшись чудесной воды пруда, ворон тут же преобразился в прекрасного четырехрукого небесного юношу, сел на спину прилетевшего к нему Гаруды и отправился на Вайкунтху. 

Видьяпати удивленно подумал: «Что за магическая сила у этого места? Если я тоже прыгну в воду, то так же смогу достигнуть Вайкунтхи! И мне не надо будет совершать ни садхану, ни бхаджан». Он решил покончить жизнь самоубийством, как вдруг услышал прекрасный голос, говорящий ему: «Видьяпати, пожалуйста, не убивай себя. Индрадьюмна Махарадж – Мой чистый преданный, и он ждет тебя. Возвращайся к нему и передай Мое послание о Нила-Мадхаве, и тогда царь придет сюда и получит даршан Моей сач-чид-ананда-виграхи. Пожалуйста, не убивай себя». Видьяпати согласился. 

Вечером, когда закончилось поклонение Нила-Мадхаве, отец и сын отправились в обратный путь. Глаза Видьяпати снова были завязаны. Он думал о том, как бы ему вернуться к себе на родину и передать послание Индрадьюмне Махараджу. В один из дней Видьяпати решился и сказал своей семье: «Мне нужно отправиться по делам, а потом я вернусь». 

Прибыв к царю, брахман рассказал ему о Нила-Мадхаве. В сопровождении большой армии из слонов и лошадей, Индрадьюмна Махарадж отправился на берег океана. Ростки горчичных семян уже проросли и стали высокими, указывая царю путь до храма. Но когда оставался всего один километр до конца пути, их вдруг не оказалось, поскольку семена в этих местах не смогли прорасти из-за ветра и песчаной почвы. Видьяпати очень расстроился, а царь Индрадьюмна и вовсе был охвачен горем. Он причитал: «Что же мне теперь делать? Господь не хочет, чтобы я получил Его даршан! Зачем мне тогда возвращаться домой! Лучше я убью себя! Лучше я оставлю свое тело здесь!» 

Царь сел на берегу, перестал есть и пить, но через несколько дней он услышал божественный голос: «Индрадьюмна Махарадж! Не переживай! Сейчас ты не можешь получить даршан Моей виграхи, но ты проявишь ее сам из этого дерева». Взгляд Индрадьюмны Махараджа упал на четыре больших необычных бревна с божественными знаками, которые вынесло из океана. Царь призвал своих солдат, чтобы они вытащили бревна, но брусья не поддавались. Вся армия царя, все его слоны и лошади пытались вытащить их, но все было тщетно. Тогда вновь раздался божественный голос: «О, Махарадж, твоя огромная армия со всеми слонами и лошадьми бессильна помочь. Зови Видьяпати и Вишвавасу. Пусть они дотронуться до бревен, и тогда те сами выплывут из воды. А ты возьмешь их и проявишь из них форму Нила-Мадхавы». 

Индрадьюмна Махарадж обрадовался этим словам, и решил возвести прекрасный храм. Вы и сейчас можете видеть его в Джаганнатха-Пури. Он был построен на заре творения одной из Сатья-юг. Если вы отправитесь в Джаганнатха-мандир, то увидите там камни, возраст которых не могут определить ни археологи, ни другие ученые. Никто не может понять, в какую именно Сатья-югу и сколько миллионов лет назад он был построен. 

Итак, стоило Индрадьмне Махараджу подумать об этом храме, как Господь проявил его. Люди западного мира не могут попасть внутрь этого удивительного мандира, с которым связано столько чудес. Над ним не пролетают птицы. Обычно на крышах храмов сидит много птиц, но над храмом Джаганнатхи они не появляются. Там всегда очень чисто, нет никакой пыли и грязи. Здания, как правило, нуждаются в реставрации, через какое-то время их нужно подкрашивать, но храм Джаганнатхи всегда свеж, хотя стоит уже миллионы лет. 

Другое чудо заключается в том, что он никогда не отбрасывает тени. Понимаете? От любого строения в солнечную погоду падает тень, но не от Джаганнатха-мандира. Много ученых пыталось понять, как же был построен этот храм, что ни он, ни его купол, находящийся очень высоко, также не отбрасывает тени. То же касается и большого флага на вершине, который вне зависимости от направления ветра всегда смотрит на восток. 

Взглянув на самую верхнюю часть храма Джаганнатхи можно получить даршан его сударшана-чакры, и тогда вся ваша самсара-чакра будет разрушена. 

Если вы отправитесь в храм Джаганнатхи, то увидите все эти чудеса, связанные с ним, своими глазами. Это возможно, потому что храм имеет трансцендентную природу. А сейчас давайте вернемся к истории с Индрадьюмной Махараджем. 

После того, как храм был проявлен, царь отправился на Сатья-локу и попросил Брахмаджи открыть его. Брахма ответил: «О, этот храм был явлен Самим Вишну! Как же я могу открыть его?» Но царь Индрадьюмна очень смиренно продолжал просить его, и когда вернулся обратно, то обнаружил, что храм занесло песком. [Расстояние между Сатья-локой и материальным миром очень велико. Пока царь добирался туда и обратно, на земле прошло уже много юг]. Один мусульманский царь проезжал верхом в том месте, где был построен храм, лошадь запнулась о что-то острое, царь упал и закричал: «Кто оставил здесь это? Что это вообще такое?» Он приказал своей армии расчистить это место от песка, и затем все увидели, что это была верхушка храма. Индрадьюмна Махарадж сказал мусульманскому царю: «Это мой храм. Я построил его». Но тот ответил: «Нет, он мой». А рядом на дереве сидел древний ворон по имени Бхусанди. Цари спросили у него, кому принадлежит этот храм, и ворон ответил, что храм построил Индрадьюмна Махарадж. Мусульманскому царю пришлось отступить, а Индрадьюмна Махарадж решил, что попытается проявить Господа Нила-Мадхаву. Он перенес бревна в храм и стал искать того, кто бы мог создать виграху Божества. 

Приходило много мастеров, но стоило их резцам прикоснуться к бревнам, как те рассыпались на кусочки. Через несколько дней безуспешных попыток пришел один брахман и сказал: «Я могу проявить Нила-Мадхаву, но при одном условии. Оставьте эти бревна внутри храма и закройте двери. Через двадцать один день вы можете зайти и увидеть прекрасные Божества Нила-Мадхавы». Таким образом, все четыре бревна были помещены внутрь храма. Прошло десять дней, но из мастерской не доносилось ни звука. Царица Гундича-деви, жена Индрадьюмны Махараджа, сказала царю: «Почти две недели прошло, а брахман не просит ни есть, ни пить. Может быть, он умер? Ведь ничего не слышно. Если он там оставил тело, то мы отправимся в ад. Давай откроем двери». Но царь Индрадьюмна ответил: «Нет, не бойся. Брахман просил нас открыть дверь через двадцать один день». 

Вы, наверняка, знаете, что женщины, как и дети, бывают очень упрямыми. Они постоянно твердят: «Хочу, хочу!» Так и царица Гундича-деви, не прекращая, твердила царю: «Открой дверь, открой, иначе я покончу с собой!» Царь отвечал ей: «О, деви! Прошло уже семнадцать дней. Совсем скоро мы и так отворим эти двери, ведь работы закончатся». Но Гундича-деви не успокаивалась: «Нет, брахман наверное умер!» Она продолжала настаивать на своем. В конце концов царь согласился. Увидев проявленных Божеств без рук, без ног, с огромными глазами, Индрадьюмна Махарадж воскликнул: «О, царица! Что же ты наделала! Теперь мы не сможем получить даршан господа Нила-Мадхавы!»

Пребывая в ужасном горе, царь снова услышал божественный глас, который успокоил его: «Царь, не расстраивайся. Это Божество называется Джаганнатха виграха. Получив Его даршан, ты будешь освобожден из материального мира. Служи, наряжай, украшай Меня, отмечай все Мои праздники». Затем Господь Джаганнатха захотел принять омовение, поскольку в то время в Индии был очень жаркий сезон. Индрадьюмна Махарадж принес воды из разных источников и священных рек и начал поклонение, которое называется фестивалем Господа Джаганнатхи. Во время этого фестиваля брахманы делают абхишеку Шри Джаганнатхадеву, повторяя ведические мантры, а на следующий день Господь провляет лилу болезни. 

Джая Джая Джаганнатх!



В стремлении служить Гуру и Вайшнавам
сева-команда Шрилы Бхактиведанты Вана Махараджа