12 февраля 2017 г.

Слава Господа Нитьянанды


Мы продолжаем прославлять лилы Гаура-Нитьянанды. Премананда Тхакур, очень близкий и дорогой преданный Господа Чайтаньи Махапрабху поет в своем бхаджане: «Кто же не хочет воспевать святое имя? С воздетыми руками пойте: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Тогда уйдут все страдания и невзгоды».

Шри Чайтанья Махапрабху зовется обителью щедрости и великодушия. Но Нитьянанда Прабху даже более великодушен, чем Шачинандана Гаурахари. Он всегда помогает в проповеди Господа Шри Чайтаньи, в Его нама-санкиртане. Также Махапрабху помогают Адвайта Ачарья и Харидас Тхакур. Все Его близкие спутники содействовали в распространении славы святого имени. Без рекомендации Нитьянанды Махапрабху не давал прему.

Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: «Нитай-пада-камала, коти-чандра-сушитала». Крепко держитесь за лотосные стопы Господа Нитьянанды Прабху и никогда не совершайте оскорбления в Его адрес, т.е. стопам гуру-пада-падмы. Таким образом оставьте все оскорбления и с полной верой обхватите лотосные стопы Господа Нитьянанды Прабху».


Шримати Радхика, Кришна и даже Махапрабху не дадут милость без рекомендации Господа Нитьянанды. А где же Его найти? Гуру – это проявление Шри Нитьянанды. Баладева Прабху – это пракаша-виграха, а Его экспансией является гуру-пада-падма.

В кришна-лиле Господь совершает сладостные игры во Врадже и вкушает всевозможные настроения из сердец Своих преданных, такие как дасья, сакхья, ватсалья и матхурья. Затем Кришна возвращается в Свою трансцендентную обитель на Голоку Вриндавана со Своими вечными спутниками. После кришна-лилы идет гаура-лила, так как без этих игр Кришна не полон. Он размышляет: «Я должен отправиться в Навадвипа-дхаму и явить Свою гаура-лилу, швета-двипа лилу».

Итак, на Голоке Вриндавана Кришна созвал всех Своих вечных спутников и начал обсуждать с ними то, как Он низойдет в Навадвипа-дхаму. Среди всех игр Господа гаура-лила самая таинственная и сокровенная. Кришна смиренно попросил Своих спутников: «Придите в Мою гаура-лилу и тем самым сопровождайте Меня в Навадвипа-дхаме». Он позвал всех, даже спутников с Вайкунтхи, Айодхи, Двараки, Матхуры, и так состоялось огромное собрание, на котором Кришна всех приглашал принять участие в Его гаура-лиле. Все ответили: «Да, да, мы пойдем с Тобой!» Кришна начал составлять список: «Кто пойдет с Вайкунтхи? Гаруда, Вишваксена.. (Он перечислил тех, кто отправится с Вайкунтха-дхамы). «Кто из Айодхи? Хануман обязательно должен сопровождать Меня (он проявится как Мурари Гупта)».


Таким образом, Кришна одного за другим созывал спутников из Матхуры, Дварака Пури и т.д. Также в этот список были занесены те, кто должен был отправиться из Вриндавана. Нанда и Яшода, которые в Навадвипа-дхаме позднее проявились как Джаганнатха Мишра и Шачи-деви (родители Гаурасундары). Невозможно, чтобы эта лила прошла без отца и матери. Так же игры Гауранги немыслимы без Шримати Радхики. Она пришла как Гададхара-пандит, а Лалита и Вишакха - как Сварупа Дамодара и Рай Рамананда. И не только они. Кришна позвал Господа Брахму с Сатья-локи, Шиваджи, всех! Адвайта Ачарья – это объединенный образ Сада-Шивы и Маха-Вишну, а Брахмаджи явился как Харидас Тхакур.

Итак, Кришна записывал имена в Свой список, планируя восхитительный спектакль. Он - замечательный режиссер. Постановка будет успешной, если ее ставит хороший режиссер, но если он не искусен, тогда и спектакль будет несовершенным. Все актеры играют свои роли в соответствии с инструкциями постановщика, а Кришна является наилучшим режиссером. Его друзья во Врадже, такие как Субал, Шридама и другие тоже вошли в список. Затем Кришна начал распределять роли. Он объявил: «Нанда и Яшода в Навадвипа-дхаме будут Моими родителями Джаганнатхой Мишрой и Шачи-деви».

Кришна сказал каждому, кто и какую роль займет. Тем временем Баладева Прабху сидел очень близко со Своим братом, но Кришна не упомянул о Нем. Все имена были объявлены, зазвучали аплодисменты, и встреча вот-вот должна была подойти к концу. Тогда Баладева Прабху спросил: «Каная, а где же Мое имя? Меня нет в Твоем списке?» Кришна ответил: «Да, Я не записал Тебя»
- Получается, Я не пойду с Тобой? – произнес Баларама.
- Нет, Я не беру Тебя и поэтому не внес Твое имя в список.
- Как это возможно!? Каная, что Мне здесь делать на Голоке Вриндавана без Тебя? Я должен отправиться с Тобой в Навадвипа-дхаму!
- Нет-нет, Я не возьму Тебя! В Моей рама-лиле и кришна-лиле Ты причинял столько беспокойств, поэтому Я не беру тебя. Мои игры в Навадвипе очень сокровенны, а Ты, возможно, опять будешь совершать те же ошибки.
- В чем Моя вина? Что Я такого сделал? - спросил Баладева Прабху.
- В Моей рама-лиле, придя в образе Лакшмана, Ты множество раз гневался на Меня. Наш отец Дашаратха Махарадж сослал Меня в ссылку в лес, но Ты разгневался на него.


Это вошитительная лила: когда Лакшман услышал, что Рамачандра отправляется в лес на четырнадцать лет, Он не мог этого стерпеть, и, схватив Свой лук и стрелы, объявил протест против Своего отца. Более того, когда Бхарата шел по лесу Читракута, чтобы встретиться с Господом Рамачандрой, Лакшман сказал: «Бхарата идет, чтобы убить Тебя, Рама!» Он вновь схватился за лук и стрелы и попытался убить Бхарату. И еще кое-что. Когда Равана украл Ситу-деви,  Рамачандра убил его. После этого Господь Рама объявил, что Сита-деви должна пройти агни-пратиштху - войти в огонь, чтобы доказать Свое целомудрие. Узнав об этом, Лакшман страшно разгневался на Господа Рамачандру.

В кришна-лиле Баладева Прабху также постоянно доставлял беспокойства. Кришна считал, что Субхадра должна была выйти замуж за Арджуну, но Баладева Прабху начал готовить ее свадебную церемонию с демоном Дурьодханой. Поэтому Кришна сказал: «В рама-лиле и кришна-лиле Ты очень беспокоил Меня, поэтому Я не беру Тебя в Свою гаура-лилу». Тогда Баладева Прабху взмолился: «Кришна, в гаура-лиле Я никогда не буду Тебя беспокоить! Что бы Ты ни сделал, Я буду хранить молчание. Я буду очень смиренным, даже более смиренным, чем Ты! И если кто-то ударит меня по голове, Я ничего не отвечу на это. Я всегда буду очень-очень смиренным». После этого Кришна объявил: «Хорошо, Баладева, Я возьму Тебя в Свою гаура-лилу, и Ты будешь играть роль Нитьянанды Прабху».

Нитьянанда Прабху был очень смиренным. Он ходил от дома к дому с зажатой в устах травинкой и молил: «О, Мои братья и сестры, пожалуйста, воспевайте святое имя!» Нитьянанда Прабху более смиренный, чем Шачинандана Гаурахари. На кого бы Он ни посмотрел, Он молвил: «О, мой брат, о, сестра, просто повторяйте гаура-нам, и Я буду очень доволен вами! Тогда Я порекомендую вас Господу Шачинандане, чтобы Он одарил вас премой». Это прекрасно описывается в «Шри Нитьянанда-аштаке». (Гурудев и все преданные поют эту аштаку).

Итак, Кришна дал разрешение Баладеве Прабху прийти с Ним в Навадвипа-дхаму в образе Шри Нитьянанды. Как я уже сказал, Баладева Прабху пообещал: «Кришна, в Твоей гаура-лиле Я буду даже более смиренным, чем Ты. Я никогда не буду обдумывать Твои наставления - что Ты скажешь, так Я и поступлю». 

Вначале Нитьянанда Прабху всегда пребывал с Гаурасундарой, но затем Махапрабху сказал: «Нитьянанда, Ты не должен постоянно находиться в Джаганнатха Пури, приезжай только на четыре месяца, а остальное время будь в Бенгалии и проповедуй Мою нама-санкиртану». Нитьянанда Прабху подумал: «Я хочу быть с Гаурасундарой в Джаганнатха Пури, но Он сказал отправляться в Бенгалию ради проповеди».

Там, где Рама, там и Лакшман, Они всегда вместе. Господь Рамачандра ушел в лес на четырнадцать лет, и Лакшман, сопровождая Его, был все эти годы рядом с Ним. В Двапара-югу Шри Кришна и Баладева Прабху так же все время пребывают вместе. Но в гаура-лиле Нитьянанда Прабху не всегда находится с Гаурасундарой. Сварупа Дамодара, Рай Рамананда и другие спутники постоянно были с Махапрабху в Джаганнатха Пури, но Нитьянанда Прабху большую часть времени проводил в Бенгалии и проповедовал нама-санкиртану от лица Господа Шри Чайтаньи, поэтому Он чувствовал сильнейшую боль разлуки со Своим братом.

Иногда Чайтанья Махапрабху очень сладко журил Господа Нитьянанду, когда тот возвращался из Бенгалии в Джаганнатха Пури. Махапрабху сладостно отчитывал Его: «О, Нитьянанда, зачем Ты пришел? Я же говорил Тебе, что Ты должен приезжать только в период Чатурмасьи, и быть здесь не более четырех месяцев».

Гурудев рассказывал, что подобная история происходила и с ним. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж дал ему наставление следить за храмом в Матхуре, но каждый раз через три-четыре месяца Гурудев уже не мог терпеть разлуку со своим гуру и уезжал из Матхуры в Навадвипа-дхаму, за что Парам-Гурудев ругал его. Шрила Нараяна Махарадж восклицал: «Гурудев, я не могу стерпеть разлуки с тобой!» И так побыв два-три, а то и четыре месяца с Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами Махараджем, он возвращался в Матхуру, и по прошествии некоторого времени вновь ехал в Навадвипу. Таков признак анураги, глубокой привязанности.

Так Баладева Прабху явился в гаура-лиле в образе Шри Нитьянанды. Кришна – это расика-шекхара, Он вкушает всевозможные вкусы настроений из сердец Своих преданных, и поэтому при всех Он сказал, что не возьмет Своего брата в Навадвипа-дхаму, но в душе понимал, что без Баладевы Прабху невозможно явить никакую лилу. Таким, образом, говоря «Нет-нет», Кришна на самом деле имел ввиду «Да» (два негативных начала рождают позитивное).

Шри Нитьянанда Прабху ки джай!
Шрила Гурудева ки джай!
Гаура Премананде!!!


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 14 января 2017