5 июля 2016 г.

Шри Гундича-марджана-лила


Шри Чайтанья Махапрабху, а также Сварупа Дамодара и Адвайта Ачарья - те, кто были очень близки Господу, мыли храм Гундича. Вдруг один мальчик взял воду и полил ею на стопы Шримана Махапрабху. Другие делали это незаметно, принимая впоследствии чаранамриту. Но большинство людей обычно любит показывать: «Вот, смотрите, как я служу своему гуру». Это на самом деле проявление пратиштхи, желания славы и почестей. Но преданные, которые тогда принимали воду, омывшую стопы Господа, скрывали это.
 

А тот мальчик подошел и перед всеми омыл стопы Махапрабху, выпив эту воду. Господь Чайтанья заметил это и очень разгневался. Он сказал: «Ты омываешь Мои стопы в месте Господа Джаганнатхи? Я могу за это отправиться в ад!» Тогда Сварупа Дамодара дал мальчику легкую пощечину и выгнал его из храма.

Когда мальчик вышел, все сказали: «На самом деле ты очень хорошо поступил, так как Шри Чайтанья Махапрабху неотличен от Джаганнатхи». Почему Махапрабху разозлился? Потому что в эту Кали-югу очень сложно найти истинного гуру. Некоторые играют эту роль: «О, ученики, приходите, служите моим лотосным стопам и пейте воду, которой их омывали!» Особенно часто вы можете встретить такое в Бенгалии.
 


Но если гуру на самом деле возвышенный, то какой результат придет? А если у них нет веры, то что случится? Будьте очень осторожны. Если гуру истинный, то очень опасно его критиковать и говорить: «На самом деле он не такой уж возвышенный. Зачем вы омываете его стопы?» Нужно быть очень осторожными. Настоящий гуру никогда не даст шанса, чтобы другие совершали оскорбления. Есть истинный и не истинный гуру. Совершенный гуру никогда не захочет, чтобы в публичном месте все поклонялись его стопам. Он не желает этого.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху проявил это, показав пример с тем мальчиком, омывшим Его стопы. Эту же лилу объяснил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. Неквалифицированные личности начнут критиковать. Что все хотят делать в
 Кали-югу? Подражать, имитировать. И куда они пойдут? В ад. Нужно быть крайне осторожными. Это очень важно. 

Шрила Бхактисиддханта Прабхупада объяснил это в одной статье. Иногда уттама-маха-бхагаваты разрешают омывать свои стопы. Это другая вещь. Если вы не на таком уровне, тогда придут проблемы. Нужно быть очень осторожными. Не нужно показывать: «О, как я люблю своего Гурудева!» Принимаете чаринамриту с его стоп, а через несколько дней все оставляете. Если вы квалифицированы, тогда вы можете поклоняться стопам своего гуру. Мой духовный учитель Шрила Вамана Госвами Махарадж в последние несколько лет никому не разрешал дотрагиваться до его стоп. Кто-нибудь из присутствующих видел Шрилу Ваману Госвами Махараджа? Никто не видел. Последние несколько лет он не разрешал притрагиваться к его лотосным стопам. Только санньяси могли это делать. Что и говорить об омовении стоп. Если у вас нет веры, то какой результат придет? Бхакти очень сокровенно.  


Вначале зафиксируйте свой ум и потом сможете поклоняться лотосным стопам гуру. Гуру-пуджа – это не детские игры. Я всегда говорю об этом. Если у вас есть сильная вера, тогда делайте. Но если нет, то когда гуру слегка поругает вас, вы оставите его и убежите. Это означает, что у вас нет и никогда не было совершенной веры. 

Если вы отправитесь на рынок и вам нужно будет купить горшок, как вы это сделаете? Вы когда-нибудь покупали глиняные горшки? Нужно проверить, как горшок звучит. Для этого надо взять палочку и постучать по бокам горшка, слушая, хороший он издаст звук или нет. Если у горшка есть какие-то изъяны, то звук будет нечистым, а если он качественный, то звук будет совсем другим. Поняли? Хотя вы платите всего пять рупий, проверка необходима. Таким же образом гуру все время проверяет своего ученика, есть ли у него вера? Сегодня вы кланяетесь ему, а на следующий день берете его стопы и опрокидываете. Это говорит о том, что у вас нет и не было никакой веры. Вначале зафиксируйте свой ум. Таков процесс. Служите гуру и вайшнавам, но внешне не показывайте: «О, Гурудев, сколько у меня любви к тебе!» Гуру-ништха должна быть внутри, в сердце. 

Я видел множество тех, кто принимал дикшу у Гурудева и затем оставлял его. Они метались из одного места в другое. Так поступали даже некоторые санньяси. Это не истинная гуру-пуджа. Я всегда говорю: «В какую бы ситуацию вы ни попали, никогда не оставляйте своего гуру и никогда не оставляйте харинаму». Это самое первое, что  вы должны понять. Гуру-пуджа – это не дешевая вещь.
 

Махапрабху отругал того гаудия-мальчика, а Сварупа Дамодара дал ему пощечину, но все сказали этому мальчику: «Ты хорошо поступил, потому что Махапрабху это Сам Бхагаван. Ты должен принимать чаранамриту, но не показывать это другим». Это очень важно. Если вы демонстрируете перед гуру и другими людьми: «О, я принимаю воду со стоп Гурудева!», - это является одним из видов пратиштхи, то есть желанием славы и почестей. В «Манах-шикше» сказано: «Если в сердце есть желание славы и почета, то как в нем проявится шуддха-бхакти?» Вначале оставьте свою пратиштху, которая подобна нечистой девушке-собакоедке. Махапрабху учит нас этому. Сварупа Дамодара и другие преданные были очень счастливы принять Его чаранамриту, не показывая этого другим. Служение должно быть сокровенным.
 

Шри Чайтанья Махапрабху вновь и вновь омывал весь храм. Взяв ткань, Он проводил ею два-три раза по всем местам. Если где-то оставался какой-то участок пыли, Махапрабху брал Свою уттарию и вымывал это место начисто. Это символизирует наше сердце,  скрывающее всевозможные потайные желания, которые мы можем не видеть. Например, жажда освобождения или слияния с безличным Брахманом. Если в вашем сердце пусть в небольшой мере присутствует это желание, то вы не сможете достичь Голоки Вриндавана. Таким образом, Махапрабху очищал храм, преподавая всем урок. В итоге храм засиял как кристалл и Махапрабху был очень счастлив. 

Наше сердце подобно храму. Но в нем еще находится много анартх: сварупа-бхрама, хридая-дурбалья, асат-тришна и апарадха. Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-рахасье» очень подробно  объясняет эти темы. Еще существуют душкрити-уттха, сукрити-уттха, бхакти-уттха и апарадха-уттха анартхи. Душкрити-уттха означает, что в прошлой жизни вы грешили, а в этой страдаете от различных заболеваний. Сукрити-уттха-анартхи значит, что в предыдущих жизнях вы совершали благочестивую деятельность, пунья-карму, и потому к вам пришло много богатства, которое мешает  совершению садханы и бхаджана. Бхакти-уттха-анартхи – это когда вы хотя бы немного практикуете преданное служение, и к вам тут же приходит много славы и почестей, которые являются серьезным препятствием для духовной жизни. Даже если то, что человек практикует еще нельзя назвать бхакти, т.к. он просто наносит тилак и одевает кантхималы, все равно сразу все предлагают ему пранамы. Если вы поедете в Индию, то увидите там много таких людей. Они просто берут джапа-малу в руки и все кланяются им: «О, ты вайшнав!». И последний вид апарадх носит название уттха-анартхи

Кроме того, существует множество видов оскорблений: нама-апарадха (десять видов оскорблений святого имени), вайшнава-апарадха, дхама-апарадха и другие. Первым из оскорблений святого имени является садху-нинда – оскорбление садху, святого. Второе – мнение, что имя Шивы равнозначно имени Кришны. Третья нама-апарадха - гуру-авагья (неуважение к гуру). Люди думают: «О, этот гуру плохой», и идут к другому. У них нет никакой веры. Гуру-авагья – это также значит не выполнять наставления духовного учителя. Что бы Гурудев ни говорил, вы должны этому следовать. К этому оскорблению также относится мнение, что гуру - это обычная мирская личность. Ученик думает: «Я страдаю, ко мне приходит столько болезней, и гуру тоже болеет.  Так какая же разница между мной и им?» Это очень опасное умонастроение.
 

Таким образом, я кратко объяснил, какие виды анартх находятся в нашем сердце. Смысл гундича-марджана-лилы заключается в том, как очистить его от этих нежелательных вещей. И еще один признак, присущий обусловленной душе - это прославлять себя и критиковать других.

Махапрабху сказал: «Нет! В эту Кали-югу никогда никого не критикуйте! Просто повторяйте святые имена!» 

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе 
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе 

Выбросите все камни из вашего сердца. Сначала крупные - вожделение, гнев и т.д., от которых не так просто избавиться. Это очень большие валуны. В одиночку вы не сможете их сдвинуть. Далее, лава, пуджа, пратиштха - имя, почет, репутация. Вначале очистите свое сердце, вынесите оттуда весь мусор, вплоть до мелких камушков и пыли. Следуйте правилам и предписаниям, не завидуйте. Не искажайте хари-катху, поскольку это так же является оскорблением, ведь вы обманываете людей. Спонтанная природа души – это быть слугой Кришны. Если вы не согласны с этим и утверждаете, что все есть безличный Брахман, то это джива-химса.

Шрила Бхактисиддханата Сарасвати Прабхупада объясняет: «Вы должны проповедовать правильным образом». Всегда говорите правду. Гуру это тот, кто проповедует в соответствии с шастрами (священными писаниями). А если кто-то думает: «О, мой ученик такой богатый и уважаемый, поэтому я не должен его ругать. Если я сделаю это, он на меня обидится и не будет уважать. Лучше я буду его прославлять». Это обман. Такой гуру не совершенен, равно как и его слушатель. Совершенный духовный учитель – это тот, кто всегда говорит правду. 

В Кали-югу многие думают: «Если я буду говорить истину, то не смогу собрать много последователей, Поэтому, чем бы ни занимались мои ученики, это очень хорошо!» Такова джива-химса - обман живых существ.  Господь Шри Чайтанья Махапрабху устранял все эти вещи. Он омывал храм вновь и вновь, и это пример того, как нужно очищать сердце. Как Господу прийти в храм нашего сердца? Мы должны очистить его от желания славы и почестей. Гуру является Баларамой, это сандхини-таттва, Он создает платформу. Перед Кришной является Баладева Прабху, и подготавливает место, куда придет Господь. Долг гуру – очистить сердце своего ученика, потому что оно полно анартх, нежелательных качеств. Как он это делает? Он ругает и наказывает его: «Эй, ты плохо выполнил служение!»
 

Шрила Бхактисиддханта Прабхупада говорил: «Если шишья может стерпеть наказание своего гуру, то это идеальный ученик». Таков процесс. Если вы можете выдержать, то вы совершенный преданный. Старайтесь терпеть наказания гуру и вайшнавов, тогда ваше сердце очистится и вы отправитесь во Вриндаван.
 

Есть еще одна важная вещь - нужно избавиться от благоговения и войти в настроение сладости, мадхурьи. Что необходимо, чтобы отправиться во Вриндаван? Настроение сладости. Дварака-пури исполнена благоговения и почтения, а Вриндаван полон мадхурьи. Если в вашем сердце присутствует хоть немного айшварья-бхавы, то вы неквалифицированы достичь Враджа. Таково учение Махапрабху. 

У нас есть только три-четыре дня и мы попытаемся объяснить, каково же настроение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, и как нужно идти из Курукшетры во Вриндаван, т.е. оставить настроения благоговения, вступив в мир мадхурьи, сладости. Как принять настроение истинного гуру и следовать его наставлениям? В одном стихе описывается, что для этого вы должны следовать всего лишь трем принципам:
1. Полностью сконцентрироваться на лотосных стопах Шримати Радхики;
2. Поселиться во Вриндаване, где Шри Шри Радха и Кришна совершают Свои сладостные любовные игры. (Если это невозможно физически, то можно находиться там в уме, памятуя лилы Кришны);
3. Пребывать с расика-гуру-вайшнавом и слушать его хари-катху. Всегда   общаться с возвышенными преданными и следовать их наставлениям. Гуру-сева очень важна. Постоянно служите лотосным стопам гуру.


Шьяма-раса – это мадхурья-раса, настроение возлюбленных. Если вы хотите вступить в настроение сладости, отправиться на Голоку Вриндавана, то вы должны следовать этим трем принципам, и тогда вы достигнете своей заветной цели.


Джай Джай Шри Радхе!
Гундича-марджана лила ки джай!
Шрила Гурудев ки джай!




Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Берлин, 6 июня 2014