пятница, 17 июля 2015 г.

Очищение храма Гундича

 Берлин, 6 июня 2014 г. 

Каждый год мы празднуем удивительный праздник Ратха-ятра, который проходит в Индии. Господь Джаганнатха выходит из Своего храма и милостиво дарует даршан всем падшим живым существам. Существует множество сладостных лил, которые всевозможным образом описаны в грантхах наших ачарьев, а также в пуранах. Из года в год мы обсуждаем, сколько любви и нежности Джаганнатхадев дарит обусловленным дживам.

Господь Джаганнатха является патита-паваной, спасителем всех падших. Просто получив Его даршан, вы избавитесь от всех анартх и достигнете Вайкунтха-дхамы. Что и говорить, увидев Джаганнатха издалека или даже верхушку Его храма, вы освободитесь из этого материального мира.
 
Существует множество прекрасных лил о Господе Джаганнатхе.

Здесь в Берлине мы на протяжении более, чем пятнадцати лет, празднуем Ратха-ятру. Это очень важно в нашей духовной жизни.

Господь Джаганнатха идет из Своего храма в храм Гундича, который является местом Гундича деви, и где-то девять дней Он там отдыхает. Гундича деви – это имя жены царя Индрадьюмны Махараджа. Господь являет сладостные игры, которые являются нара-лилами, подобными человеческим. Он ведет себя, как человек.

В Индии также празднуется прекрасный праздник снана-ятра – фестиваль публичного омовения Господа Джаганнатхи, так как в это время там очень жарко, иногда от сорока пяти до пятидесяти градусов. Вы даже не можете себе представить. Сейчас здесь двадцать два - двадцать пять градусов, и вам так душно. Но в Индии июнь и июль - самые жаркие месяцы. В Матхуре и во Вриндаване температура иногда доходит до пятидесяти двух или пятидесяти пяти градусов. Ночью невозможно спать, потому что дует очень теплый ветер.  Я помню, ночью Матхурском храме всегда было очень жарко. Где-то в семь утра вставало солнце, и всего через час начиналась сильная  жара.

И сейчас Господь Джаганнатха являет эту лилу, которая называется снана-ятра, публичное омовение. Он выходит из главного мандира, но действие происходит внутри, на территории  храма. Брахманы великолепно совершают все обряды, омывая Джаганнатха, Баладева и Субхадру. После этого Господь Джаганнатха являет лилу болезни. Так как Он очень долго омывался, Он заболевает простудой – появляется насморк, болит голова, жар, температура. Господь являет такую лилу.
Затем двадцать один день Джаганнатха никому не дает Свой даршан, Он находится внутри храма, и пуджари служат Тхакураджи. Главные ворота закрыты в это время. Происходит такая лила.

По прошествии двадцати одного дня Господь Джаганнатха говорит: «Я чувствую какую-то слабость. Мне нужно куда-нибудь сходить, чтобы поправить Свое здоровье». Но куда - Он не говорит, просто упоминает: «Я должен пойти в какое-нибудь место, чтобы поправиться». Тогда Лакшмидеви спросила: «Ты что, Один собираешься идти?» Она очень умная и понимает, что Джаганнатха, то есть Кришна, наверняка пойдет во Вриндаван. Кришна сказал: «Хорошо, Я возьму Своего брата Баладева и сестру Субхадру».

Так Джаганнатха, Баладева прабху и Субхадра отправились в путь. Это традиционная лила, которая проходит там. Но я хочу рассказать о Господе Шри Чайтане Махапрабху, когда Он жил в  Джаганнатха Пури, какие бхавы и эмоции Он являл во время той же самой лилы. В соответствии со Своим видением, Он наблюдал, как Кришна отправляется из Курукшетры во Вриндаван. Таково настроение Шри Чайтаньи Махапрабху.

Джаганнатха Пури является частью Двараки, а храм Гундича – это олицетворение Вриндавана, то есть Кришна идет из Двараки во Вриндаван, из Курукшетры во Вриндаван. Это настроение Шри Чайтаньи Махапрабху.

Однажды в Джаганнатха Пури Шриман Махапрабху созвал всех Своих спутников и сказал: «Я хочу послужить Господу Джаганнатхе. Раз в год Он выходит из храма и отправляется в храм Гундича, остается там девять дней, после чего возвращается обратно». То есть Гундича-мандир открывается раз в год всего на девять дней, а все остальное время он пустует, и там никого нет.

Знаете, если не жить в доме, то через некоторое время там появляется столько грязи и пыли, особенно в Индии. И Махапрабху сказал: «Я хочу помыть весь Гундича-мандир, полностью вычистить его». Целый год там никого не было, поэтому собралось столько грязи и разных мелких камушков. Первых, кого позвал Шри Чайтанья Махапрабху, были  Сарвабхаума Бхаттачарья и Каши Мишра. Господь сказал им: «Мы должны помыть храм Гундича».

У царя Пратапарудры было так много любви к Махапрабху. Но Господь был санньяси, и Он принял обет: «Я не дам Свой даршан царю», - отчего тот очень расстроился. Но сейчас Господь Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Я хочу очистить храм Гундича. Вы должны все устроить для того, чтобы мы там все вымыли». Тогда Каши Мишра и Сарвабхаума Бхаттачарья обсудили это с царем Пратапарудрой, который тут же преисполнился счастья, и все организовал - веники, глиняные горшки, чтобы носить воду, ведра, ткань.

Так Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами прекрасным образом объяснял, как Господь Шри Чайтанья Махапрабху очищал храм Гундича. В этой лиле так много учения для нас. Вначале попробуйте понять, если наше сердце полно анартх, нежелательных вещей, таких как вожделение, гнев, зависть, то как возможно, чтобы Господь проявился в нем? Сначала нужно очистить свое сердце, тогда Господь войдет в него.

В первой шлоке «Шишташтаки» Господь Шри Чайтанья Махапрабху объясняет: 

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам 

«Победа  повторению  святого  имени  Шри Кришны,  которое  очищает  зеркало  сердца  и полностью  гасит  бушующий  лесной  пожар  материального  бытия! Шри-кришнa-санкиртана проливает  на джив благодатный  лунный  свет бхавы, при  котором  распускается  белоснежный лотос  их  удачи.  Святое  имя – это  сама  жизнь Дивья  Сарасвати,  супруги  Господа,  являющей божественное знание в сердцах преданных. Оно постоянно  увеличивает  океан  духовного  блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться  вкусом божественного  нектара  во всей  полноте.  Святое  имя  Шри  Кришны  приносит полное утешение и очищение душе и телу». 

Нама-санкиртана очень могущественна в эту Кали-югу. Как же нам очистить храм нашего сердца?  Всегда повторять Святые Имена. В другие юги люди совершали различные методы преданного служения.  В следующей  шлоке это объясняется: 

крте йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих 
двапаре паричарйайам калау тад хари-киртанат 

«Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношенем в эпоху Трета и поклонением в Двапара-йугу, в век Кали достигается воспеванием Имени Кршны».
(«Шримад-Бхагаватам», 12.3.52)

В начале творения была Сатья-юга. Тогда люди медитировали на Господа.  Но в Кали-югу очень сложно это делать. Вы можете сами себя спросить - когда вы повторяете гаятри-мантры, очень тяжело сконцентрировать свой ум. Тело здесь, но ум ходит, где угодно, без паспорта, билета и без визы. Не так-то просто сосредоточиться. Сейчас невозможно медитировать должным образом, сразу приходит сон. Утром после омовения вы ставите тилак и, начав повторять мантры, засыпаете. Иногда даже забываете, какую мантру вы повторяли – гуру- или гопала-мантру, и сколько кругов повторили. Иногда священный шнур спадает с вашего большого пальца. В Кали-югу очень сложно сконцентрировать свой ум, и поэтому дхьяна-медитация невозможна.

В Трета-югу люди совершали огненное жертвоприношение, особенно Господь Рамачандра, который пришел в тот период. Сто тысяч лет Он правил в Айодхе и каждый год совершал огненную ягью. В Кали-югу это невозможно. Мы что-то делаем, но это не идеально, присутствуют некоторые недостатки, дефекты. В эту Кали-югу очень сложно вообще найти совершенного брахмана. Если вы будете совершать огненное жертвоприношение, необходимо правильно повторять мантры. Если у вас неправильный санскрит, и вы совершаете какие-то ошибки, то результат будет другим.

В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, как Индра, проводя огненное жертвопиношение, что-то напутал в мантрах, и из-за этого пришел противоположный результат. В Кали-югу очень сложно найти такого брахмана, кто бы совершенным образом и с идеальным произношением воспевал ведические мантры. А также трудно найти все нужные ингредиенты для этого. Когда мы совершаем огненную ягью, преданные спрашивают: «Махарадж, сколько времени это займет? Три часа? О, это невозможно! Мне нужно сходить в офис и еще по делам. Два часа – это тоже очень долго... Вот один час – может быть, ладно. Но до девяти утра нужно все закончить». Очень сложно сконцентрировать свой ум в таких условиях. Люди этого не понимают. Поэтому говорится, что в Кали-югу невозможно совершать огненное жертвоприношение. В Трета-югу они это делали.

Мы видим в «Рамаяне», как Господь Рамачандра идеальным образом проводил ягью.  И не один раз, но каждый год Он устраивал пышные фестивали огненного жертвоприношения.

В Двапара-югу люди прекрасно совершали арчану, но в век Кали очень сложно так же поклоняться Тхакураджи. Приходит множество дефектов, различные ошибки и недостатки.

Что же делать в период Кали? Калау тад хари-киртанат – повторяйте святые имена! 

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

В век Кали происходит нама-санкиртана ягья. Ваши уста – это как место, куда вы кидаете ингридиенты, повторяя Сваха Сваха, а язык это паловник, с помощью которого вы возлеваете масло в огонь. Масло  гхи – это харинама.

Такова нама-санкиртана. Шри Чайтанья Махапрабху сказал в первой шлоке «Шишташтаки»: «Воспевайте святые имена, и ваше сердце станет очень чистым». А также, делая это, вы получаете результат медитации в Сатья-югу, плоды ягьи в Трета-югу и поклонения Тхакураджи в  Двапара-югу. Все это вы обретете, лишь повторяя святое имя. 

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

В «Шримад-Бхагаватам» дается доказательство: «Если даже собакоед повторяет святые имена, он находится выше сама-веди брахмана, который является знатоком четырех вед - риг, сама, яджур и атхарва». Тот, кто повторяет харинам, совершает все виды благостной деятельности и получает результат изучения Вед, Пуран, Упанишад, а также плоды омовения в водах всех святых рек. Если вы воспеваете Святое Имя, то вы полностью очиститесь.

Махапрабху сказал Сарвабхауме Бхаттачарье и Каши Мишре все организовать для мытья храма Гундича. Они счастливо сообщили об этом царю Пратапарудре, и тот дал указ брахманам, чтобы они принесли все необходимое.

Кришнадас Кавирадж Госвами описывает смирение  Шри Чайтаньи Махапрабху Господь в настроении даиньи сказал: «Я хочу послужить Тхакураджи, очищая Его храм». Так проходила сева-мани-лила. Тогда вначале Он стал служить всем вайшнавам. Наши Ачарьи объясняют: «Если ты хочешь служить Кришне, сначала совершай вайшнава-севу, гуру-севу, а потом  приходит служение Тхакураджи. Без милости вайшнава никто не может прийти к гуру, а без милости гуру никто не может близко подойти к Господу. Таков процесс. Вайшнава-крипа, вначале приходит милость вайшнава, потом гуру, и затем милость Господа.

На следующий день рано утром Чайтанья Махапрабху созвал всех вайшнавов, и Сам предложил им гирлянды и нанес чандану, сандаловую пасту. Махапрабху таким образом нас учит. Потому что без смирения вы не можете служить Господу. Махапрабху – это Сваям Бхагаван, Он не отличен от Джаганнатхи. Но сейчас Он показывает нам, как совершать севу Господу. Господь Чайтанья Махапрабху практикует Сам и учит нас, как служить гуру и вайшнавам. Он образец смирения и почтения всем преданным.

Затем Махапрабху сказал: «Мы должны отправиться в храм Гундича и все там очистить». Сварупа Дамодара, Сарвабхаума Бхаттачарья и другие вайшнавы, которые были очень близки Махапрабху, в окружении сотен преданных отправились мыть храм Гундича. Вначале Господь собрал все большие камни. Как я уже сказал, никто целый год не убирался в том храме. Там были большие и маленькие камушки. Махапрабху собирал их, и все преданные тоже это делали.

Затем Шри Чайтанья Махапрабху начал подметать. Он совершал лилу, как ачарья-гуру. Кто такой гуру? Это тот, кто сам практикует, совершает бхаджан и садхану, показывая другим, как нужно служить Господу. Об этом говорится в «Чайтанье-чаритамрите»: 

апани ачари дхарма дживере шикхайа 
апани на каиле дхарме шикхана на йайа 

«Ведя жизнь в строгом соответствии с дхармой, Господь тем самым учил джив, что тот, кто сам не следует дхарме, не может учить ей других».

Господь Шри Чайтанья Махапрабху Сам служил и мыл этот храм. Кто такой Джаганнатха? Это тот, кто управляет всей Вселенной. Тысячи и тысячи Лакшми служат Ему, все полубоги и полубогини. Брахма, Шива – все поклоняются Ему и предлагают пранамы. А сейчас Господь Чайтанья Махапрабху, тот же Джаганнатха, Сам все мыл, очищал и подметал. Он брал метлу и Сам все там чистил. Таким образом, Он учит нас, что нужно делать, как служить Господу. Обусловленные дживы не знают, как это делать. Они служат Господу в соответствии со своим воображением: «О, мне хочется так послужить,  или вот это сделать». Нет, служите Господу под руководством гуру и вайшнавов, гуру-анугатья-сева. Без руководства гуру и вайшнавов невозможно правильным образом выполнять служение. Без анугатьи гуру, Кришны, шастр, шрути, Вед, Пуран, Упанишад, вы можете подумать: «О, я – атьянтики-бхакта, и мне не нужно никаких правил и предписаний, я буду делать так, как захочу!» Но на самом деле это не бхакти. Бхакти – это когда ты служишь Господу под руководством гуру и вайшнавов. Это анугатья-майи-сева.

Очищая храм, Махапрабху ходил от одного преданного к другому и смотрел, как они служат. Иногда кто-то думает: «О, здесь так много преданных. Я могу немножко послужить, а потом спрятаться за кого-нибудь, и никто меня не заметит». Таков признак обусловленной души. Они не хотят совершать севу, иногда служат, а иногда нет.

Существует шесть видов адхама-севаков. Адхама – это никчемные севаки. Среди них есть один вид ким экаки (разве я здесь один?). Например Гурудев говорит: «Нужно почистить это место». А ученик отвечает: «О, Гурудев! Почему ты все время мне это говоришь? В этом храме так много севаков, я не один здесь!» Это ким экаки, которые всегда твердят: «я не один здесь, кто-нибудь другой может это сделать».

Некоторые прячутся и не хотят служить. Они берут джапа-малу и начинают болтать: «Харе Кришна! Как дела? Харе Кришна! Что ты тут делаешь?» С утра до вечера они даже одного круга не повторяют, не могут пройти сто восемь бусин. Они держат в руках четки,  ходят тут и там. и совсем не повторяют на самом деле. Никакого служения, никакого повторения.

Есть одна история об этом. Однажды Гурудев сказал ученику: «Проведи Мангала-арати». Ему было около девяноста лет, и он попросил: «Я сегодня немного болен, пожалуйста, проведи Мангала-арати». Ученик ответил: «Гурудев, в своих лекциях ты всегда говорил, что харинама превыше всего». На бенгали есть определение наме ачи. Это означает, что если кто-то приходит, я начинаю повторять, а если никого нет, я могу просто поспать. Если кто-то вновь появляется, я опять беру джапа-малу.

Гурудеву ничего не оставалось, как самому провести Мангала-арати. После этого Гурудев сказал: «Пожалуйста, приготовь что-то для Тхакураджи. Я сегодня не очень хорошо себя чувствую, температура поднялась». Ученик вновь повторил: «О, Гурудев, наме ачи (я повторяю святые имена)!» И что делать Гурудеву? Он сам приготовил для Тхакураджи, все предложил, и в полдень обратился к своему севаку: «О, мой ученик, приходи принять прасад». На этот раз тот ответил: «Да, утром я не следовал Вашим наставлениям, но сейчас я это сделаю, я приму прасад».

Таков глупый, никчемный севака, адхама-севака. Понимаете? В Кали-югу повсюду такие «севаки». У них нет вкуса к повторению святых имен, и полностью отутствует настроение служения. Или они служат в соответствии со своим личным мнением. Но необходимо совершать севу под руководством указаний шастр, гуру и вайшнавов. На бенгали такое неправильное служение называется ман-мани-сева, т.е. просто от ума. Нет, говорится, что нужно служить Тхакураджи под руководством шастр и гуру.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху видел, что кто-то брал веник, но не служил, или делал это недобросовестно, оставляя грязь. Тогда Он шел к ним и очень сладостно  говорил: «О, ты делаешь очень хорошее служение, ты такой молодец!» Это означало, что его служение не идеально. Такие преданные очень расстраивались после этого, чувствуя себя неловко, и Махапрабху объяснял, как правильно служить.

Затем Махапрабху провозласил: «Я хочу проверить, кто как служил и сколько собрал мусора. У каждого должны быть большие груды сора!»  В итоге у Махапрабху оказалось больше всего. То есть самое лучшее служение у того, кто тяжело и старательно совершает севу.

Как уже говорилось, сначала Махапрабху убрал все камни, после чего два или три раза подмел пол, очищая его от пыли. Потом Он сказал: «Несите воду». И тогда преданные принесли много воды из Индрадюмна-саровары.  Они тщательно вымыли весь храм снизу доверху, везде прошлись. А то место, где должен будет воссесть Господь Джаганнатха, Махапрабху омыл собстенными руками. Так Шри Чайтанья Махапрабху очистил весь храм. 




В стремлении служить Гуру и Вайшнавам
сева-команда Шрилы Бхактиведанты Вана Махараджа

Вы можeте подписаться на Рассылку сайта. Пройдя по ссылке, укажите свой адрес e-mail