воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Три пути обретения милости

Из книги «Сокровища сердца» 


 атха шри-кршна-прасададжах
прасада вачикалока-дана-хардадайо харех
 (Шри Бхакти-расамрита-синдху, Восточный раздел, 3.16) 

«Милость Шри Кришны – причина проявления бхавы, приходит тремя путями:
1) вачика (через речь);
2) даршана-дана (получая даршан)
3) харда (проявляясь в сердце преданного)».

Шрила Рупа Госвамипад говорит в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», что милость Господа Кришны приходит тремя путями: хардика, вачика и алока-дана.

Хардика указывает на бхаву, возникающую в сердце преданного по милости Шри Кришны. Экстатические признаки могут проявиться в его сердце лишь от одного взгляда.

Вачика указывает на бхаву, пришедшую благодаря словам Шри Кришны. Он дает благословения, и тогда кришна-према проявляется в сердце преданного. Пример такой милости приводится в «Нарадия-пуране»: «О лучший из брахманов, обрети же неуклонное бхакти ко Мне. Такое бхакти является драгоценным камнем среди всего самого благоприятного и исполнено вечного блаженства».

Иногда случается так, что бхакти к Господу Кришне неожиданно проявляется в сердце человека, не совершавшего преданного служения в прошлом.  Следует понимать, что такое спонтанное развитие преданности – это проявление особой милости Шри Кришны или Его преданного. Это, казалось бы, случайное возникновение экстатических чувств по беспричинной милости Кришны можно разделить на три вида:
1) связанное с речью (вачика-данаджа бхава);
2) связанное со взглядом (алока-данаджа-бхава);
3) связанное с благими пожеланиями (харда-прасададжа бхава).

В «Нарадия-пуране» есть утверждение о проявлении экстатической любви благодаря произнесенным словам. Господь Кришна сказал Нараде: «О лучший среди брахманов, Я желаю, чтобы ты развил беспримесное преданное служение ко Мне, которое исполнено трансцендентного блаженства и всего самого благоприятного».

В «Сканда-пуране» есть утверждение, что любовь к Шри Кришне может родиться от одного взгляда: «Когда жители области Джангала увидели Верховную Личность Бога, Шри Кришну, они были настолько очарованы, что не могли отвести от Него глаз».

О том, что бхакти проявляется в сердце благодаря благим пожеланиям, говорится в «Шука-самхите». Шри Нарада обратился к Шриле Вьясадеве: «Твой сын – величайший преданный Личности Бога. Я вижу, что, хотя он и не следовал никаким регулирующим принципам преданного служения, он уже наделен всеми признаками, которые можно обрести лишь за многие и многие рождения».

«Шримад-Бхагаватам» также обсуждает эти темы. Брахмаджи осознал всю эту таттву по беспричинной милости Господа Кришны. Так хардика-бхава проявилась в его сердце.

Вачика-прасада указывает на те слова Шри Кришны, которые даруют благословения. Кришне матир асту означает: «Пусть кришна-према проявится в твоем сердце». Если преданный получает такое благословение, кришна-према приходит в его сердце.

Алока-дана означает получить Его даршан или взгляд, брошенный из уголков глаз. Это очень могущественно. Когда Шрила Шукадева Госвамипад вошел в лес, он погрузил всех в экстатическое настроение, бросив на них взгляд из уголков глаз:

йам правраджантам анупетам апета-кртйам
дваипайано вираха-катара аджухава
путрети тан-майатайа тараво 'бхинедус
там сарва-бхута-хрдайам муним анато 'сми
 (Ш.-Б., 1.2.2)

[Шрила Сута Госвами сказал]: «Я в почтении склоняюсь перед этим великим мудрецом [Шукадевой Госвами], способным проникнуть в сердце каждого. Когда он, не пройдя очищения священным шнуром и обрядов, предназначенных для высших каст, покидал свой дом, чтобы принять отречение от мира (санньясу), его отец Вьясадева, страшась разлуки с ним, воскликнул: ”О сын мой!” Но лишь деревья, переживавшие ту же боль разлуки, эхом откликнулись на возглас убитого горем отца».

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что садхака должен постоянно воспевать святые имена и служить Гуру и Вайшнавам. Тогда постепенно он войдет в бхаджан

 адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах
 (Шри Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15-16)

«Сначала должна возникнуть вера (шраддха). Затем появляется интерес к общению с чистыми преданными (садху-санга). Потом необходимо принять посвящение у возвышенного духовного учителя и под его руководством следовать практике регулируемого преданного служения (бхаджана-крия). Выполняя преданное служение под руководством духовного учителя, можно избавиться от всех нежелательных привычек (анартха-нивритти) и утвердиться в преданном служении (ништха). Тогда придет вкус (ручи) к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне, и привязанность к сознанию Кришны (асакти), которая, созрев, превратится в бхаву – предварительную стадию обретения трансцендентной любви к Богу. Истинная любовь к Господу, према, – это высочайшая совершенная стадия жизни».

В стремлении служить Гуру и Вайшнавам
сева-команда Шрилы Бхактиведанты Вана Махараджа

Вы можeте подписаться на Рассылку сайта. Пройдя по ссылке, укажите свой адрес e-mail