23 сентября 2014 г.

История о глиняном горшке

Однажды в храме поселился один брахмачари. Родом из уважаемой аристократической семьи, он был умен и сведущ в науках. Итак, он пришел в храм и стал там жить. Если кто-то богат, то естественным образом у него возрастает ложное эго. Но в храме все равны - там не смотрят, кто из богатой семьи, а кто из бедной, кто образован, а кто нет. Какой бы прасад ни приготовили в храме, именно его все и будут принимать.

И все обязаны служить своему Гурудеву, совершая гуру-севу - мыть храм, полы, чистить кастрюли, а также следовать всем правилам и предписаниям в матхе. Такова жизнь брахмачари. Но если кто-то думает: «О, я пришел из образованной богатой семьи, поэтому я не буду ходить на мангала-арати, могу подолгу спать и не всему следовать», то Гурудев сразу же выкинет такого ученика из храма.

Так вот, у этого брахмачари было подобное эго. Гурудев очень мягко сказал ему: «Хорошо, я дам тебе небольшое, очень простое служение. Каждый день приноси воду Ганги для поклонения Божествам. Такова будет твоя сева». У каждого брахмачари в храме есть свое особое служение – кто-то готовит, кто-то делает уборку, служит Божествам, заботится обо всех и т.д. И Гурудев сказал ему каждый день приносить воду с Ганги.

С тех пор новоиспеченный брахмачари каждый день ходил на Гангу и приносил воду в глиняном горшке. Но он был немного ленив. Бывало, он приходил на мангала-арати, а в другой раз нет. Иногда он приносил воду слишком поздно, и старшие брахмачари ругали его: «Почему ты не пришел на мангала-арати и не принес воду вовремя?» Они постоянно отчитывали его. 


Тогда его ум обеспокоился, и он подумал: «Жизнь в храме не слишком благоприятна для меня. Наверно, мне лучше вернуться домой. Там я женюсь на молодой красивой девушке, займусь бизнесом и всем прочим, - так он стал фантазировать, - Жизнь брахмачари не очень-то хороша. Лучше я поеду домой». 

Но как это сделать? Необходимо получить позволение от Гуру. Однако, духовный учитель не даст такого разрешения. Тогда брахмачари задумал: "Сегодня я пойду за водой на Гангу, и не вернусь обратно. Я просто оставлю глиняный горшок там и убегу домой". Прикинувшись, будто идет совершать эту севу, он сказал об этом пуджари и Гурудеву, и, взяв горшок, отправился на Гангу. 

После омовения он подумал: «Я больше не вернусь в храм». Оставив глиняный горшок на берегу, он пошел по направлению к дому. И только сделал шаг, как услышал, что горшок заговорил с ним: 

- Эй брахмачари! Вернись и послушай историю моей жизни. Выслушай меня и потом реши, как тебе поступить.

Будучи глиняным горшком, я живу в храме, и поэтому от меня всегда исходит прекрасное благоухание. Сейчас моя жизнь всецело посвящена гуру-севе и служению Тхакураджи. Но до этого я находился на берегу реки, где нет ничего кроме глины и грязи. 

Если вы отправитесь в Индию, то заметите, что в основном люди справляют нужду не дома, а идут на улицу. Те, кто совершали Навадвипа-дхама парикраму, наверняка видели, как это делается на берегу Ганги. 

Глиняный горшок продолжал: «Точно так же, пока я жил на берегу, люди приходили и постоянно испражнялись и мочились рядом со мной. Но однажды туда пришел один гончар, взял глину и принес к себе в мастерскую. Он разложил ее под ярким солнцем, и когда глина полностью высохла, то взял палку и начал с силой бить, пока она не превратилась в мягкий порошок. Тогда, добавив воды, он начал руками и ногами мять и топтать эту глину, делая из нее однородную массу. Когда глина полностью размягчилась, он выложил ее на гончарный круг, и с помощью своих рук придал ей должную форму. Так я стал глиняным горшком. И вновь он поставил меня под палящие лучи солнца. Пять дней я простоял таким образом. Когда я полностью высох, он поместил меня в пылающую печь для обжига. Там я затвердел и приобрел красноватый оттенок. Тогда он достал меня из горящих углей и принес на рынок, чтобы продать. 

Многие приходили и рассматривали меня на рынке. Некоторые хватали меня за уши и поднимали, похлопывая по бокам. Другие брали палку и били, проверяя звучание. Как узнать, хороший горшок или нет? Нужно взять палочку, постучать по нему, и по звуку определить качество горшка. Поэтому множество людей приходили, дергали меня за уши и били палкой, пока наконец не пришел твой Гуру. Он также поднял меня за уши и постукал. Кроме того, он опустил меня в воду, потому что хотел проверить, нет ли во мне каких-то дырочек. Тогда Гурудев понял – о, этот горшок действительно хороший, в нем нет дырок и воду не пропускает. И он забрал меня с собой. Теперь я нахожусь в храме, и меня используют для Говинда-севы». 

Если вы хотите жить в храме, то необходимо развивать терпение. Бхакти - не такая простая вещь, но с другой стороны это легкий процесс. Если вы просты в своем сердце и повторяете святые имена, то бхакти очень быстро придет к вам. 

Харе Кришна Харе Кришна 
Кришна Кришна Харе Харе,
 Харе Рама Харе Рама 
Рама Рама Харе Харе 

Глиняный горшок сказал: «Ты выслушал историю моей жизни, как мне приходилось терпеть. А ты готов все бросить и вернуться домой из-за того, что какой-то брахмачари сказал тебе что-то не то. Что ты будешь делать, если отправишься домой?» 

И брахмачари, осознав, сколько терпения было у этого горшка, решил, что должен остаться в храме. Он вернулся к своему Гурудеву, служил ему и вайшнавам и затем достиг Вайкунтхи - Голоки Вриндавана-дхамы. 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада рассказал эту историю, иллюстрируя, что если Гуру ругает своего ученика, это означает, что тот получает его милость. Понимаете? Таков процесс. А если духовный учитель прославляет ученика, говоря, какой он прекрасный, то значит, он обманывает своего ученика.


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж

Красноярск, 5 мая 2013