5 сентября 2014 г.

Шри Рама-навами


Сегодня очень-очень благоприятный день, день явления Господа Рамачандры. Сам Господь Чайтанья Махапрабху прославляет Господа Рамачандру. Вся наша гуру-парампара почитает Его.  Но, в то же время, нам мне следует утрачивать ништху в Радху и Кришну. Шрила Вишванатха Чакравартипад  объясняет, что только по беспричинной милости Господа Рамачандры мы можем прийти к мадхурья-бхакти, то есть, обрести божественную любовь к Шри Радхе и Кришне. 

Однажды я говорил в своих лекциях, что риши и муни Дандакараньи воспевали Гопала-мантру и достигли бхавы. Но затем они увидели Господа Рамачандру. Облик Рамы сравнивается с цветом молодой, свежей травы. Этот цвет темноватый, поэтому напоминает цвет тела Кришны. Муни и риши были так очарованы Господом Рамачандрой, что в их сердцах проявились уддипаны, стимулы.  Также к ним пришло желание, чтобы Господь Рамачандра стал их мужем. Но Он ответил им: "В этой Рама-лиле, в Трета-югу Я приму только одну супругу - Ситу. (Этот обет называется эка патни врата дхари). Но когда Я приду в Двапара-югу в образе Кришны, то исполню все ваши желания.  Под влиянием Моей йогамайи, вы все родитесь во Врадже и станете гопи. Тогда Я исполню все ваши желания". 

Вишванатха Чакравартипад очень ясно сказал, что только по беспричинной милости Господа Рамачандры можно обрести чрезвычайной редкую гопи-бхаву. Не так-то просто ее достичь. Брахма, Шива, Нарада, Уддхава - все они стремятся обрести это настроение. В санньяси-мантру вложена эта гопи-бхава, и она очень сокровенна. Только Господь Рамачандра может ее даровать, потому что Он очень милостив. Господь Рама - это воплощение всего сострадания - каруна гана мурти

Шрила Рупа Госвамипад в своей книге «Лагху Бхагаватамрита» объясняет, что Кришна - Верховная Божественная Личность. Но Господь Нарасимха и Рамачандра  - это воплощения Кришны. Он также объясняет, что есть три категории паравастхаПаравастха  - это уровень, на котором Господь проявляет Свое чрезвычайное могущество. Кришна, Господь Рамачандра и Нарасимхадев - это три воплощения, называемые паравастха. Кришна являет Свое настроение мадхурьи, то есть высшее проявление любовных отношений, и оно является самым возвышенным видом паравастхи. Господь Рамачандра так же проявляет Свою паравастху в образе чрезвычайного сострадания, каруньи. А Господь Нарасимхадев проявляет Свое самое возвышенное качество, которое называется бхакта ватсальей - любовью к Своим преданным.

В чём разница между кришна-намой и рама-намой? Кажется, что они тождественны. Одно из них называется  тарака брахман, а другое - парака брахман. Тарака брахман свойственнен имени Рамы, это обретение освобождения. А парака брахман означает еще и обретение премы. Воспевание рама-намы дарует обретение тараки, освобождения, но кришна-нама - это и тарака, и парака брахман. Поэтому воспевайте кришна-наму, и достигнете и того, и другого. 

Воспевание одной тысячи имен Вишну равно одному имени Рамы. Три имени Рамы равны одному имени Кришны. Но единократное повторение имени Радхи равно тысяче имен Кришны! Поэтому, какое имя вы хотите воспевать больше? Радха-наму. Сам Кришна воспевает ее. 

Итак, Господа Рамачандру называют паравастха. Второй член паравастха так же Рамачандра. Почему? Потому что у Него есть раджа-ватсалья, очень глубокая любовь к Своим подданным. Рамачандра всегда неукоснительно следует всем правилам и предписаниям общества. Туласи дас в «Рамачаритаманасе» говорит: "Рамачандра принимает обет перед тем, как сесть на трон царя. Он обещал, что обязательно исполнит все желания Своих подданных и готов будет поступиться чем угодно, чтобы исполнить эти желания". Господь Рамачандра сказал, что царь подобен санньяси. Кто является матерью и родственниками санньяси? У него нет ни матери, ни отца, ни родственников. 

Санньяса означает полное прекращение любых взаимоотношений со своей семьей. В шастрах предписывается, что санньяси не должен отправляться в свою родную деревню. Чайтанья Махапрабху никогда не возвращался в Маяпур. Он отправился только в Шантипур, в Навадвипу, вот и все. Он не хотел пересекать Ямуну, не хотел отправляться в Маяпур. Почему? Потому что это было местом Его рождения. Гаурасундара не вступал ни в какие взаимоотношения со своей семьей, прекратив их. Он думал,  что Его единственный отец и мать - это гурупада-падма. Получить данду и каупину - просто. Куда сложнее принять санньясу, полностью отрекшись от всего материального. И поэтому Господь Рамачандра сказал, что царь подобен санньяси. Когда придет время, он может оставить своих жену и детей, пожертвовать своей жизнью ради подданных. Это называется раджа-ватсалья - огромная любовь к своим подданным. 

Когда жители царства пожаловались Господу Рамачандре на Ситу Деви, усомнившись в Ее целомудрии, то ради того, чтобы удовлетворить их, Рамачандра выслал Ситу в лес. Только посмотрите! В наше время не встретишь такого праведного царя. Нет такого примера. Рамачандра даже отверг Ситу Деви. Когда Она вернулась в Айодхью вместе с Лавой и Кушей, тогда даже Вальмики сказал: "Она совершенно целомудренна." Но Рамачандра спросил мнения Своих подданных. И у некоторых из них появились сомнения: "Ты должен проверить Ее, совершив парикшу, испытание”.  И тогда Рамачандра сказал: "Да, это справедливо. Так как Я царь, и Мои подданные имеют какое-то мнение, Моя обязанность - исполнять их желания.

Господь Рамачандра обладает огромной любовью «старшего» к Своим подданным. Он лока ранджана - Тот, кто радует всех людей, раджа ранджана - радующий всех подданных и марьяда-пурушоттама - тот, кто внедряет правила этикета в общество. Он доподлинно следует всему. Он - Тот, кто проявляет невероятную любовь к Своим подданным. Кто может оставить свою жену, так, как это сделал Рамачандра, единственная цель которого - осчастливить Своих подданных?

А Господь Кришна проявил глубочайшую любовь. Он  - лила-пурушоттама, совершающий сладостные лилы с гопи. Его не заботили правила и предписания в обществе. Кришна исполнял танец раса и Ему было все равно, кто будет Его критиковать. Он заиграл на флейте, и все гопи сбежались к Нему. И тогда Кришна совершил любовные развлечения. Все Его лилы несравненно прекрасны и привлекательны. Поэтому Его называют лила-пурушоттама. 

Рама также очень милостив и сострадателен к Своим преданным. Он дает Свой даршан всем и каждому.  Но кришна-према занимает высшее положение. Почему? Кришна изогнут в трех местах, а Рамачандра стоит прямо. Если прямо вбить гвоздь в стену, то его можно легко вытащить плоскогубцами. Но если он вошел под углом, то вытащить его непросто. Не правда ли? Према Рамачандры очень прямая и простая. Но Кришна весьма изворотлив. Поэтому, если кришна-према войдет в сердце, то не так-то просто вытащить ее оттуда. И если проявить прему к Кришне, то она примет Его характер, став такой же извилистой. Враджа-према всегда изворотлива. Она идет зигзагами, и выйти ей уже не просто. 


Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Самара, 4 марта 2009