27 августа 2014 г.

Шри Гуру-таттва

Итак, вчера мы обсуждали «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», которая была написана  Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, и мы говорили о 64 ангах, составных частях преданного служения.


В самом начале Вишванатха Чакравартипад объясняет: «адау гуру-падашрая» - сначала необходимо принять прибежище у лотосных стоп Шри Гуру, благодаря чему ученик постепенно осознает духовные истины. Таким образом, правильно медитируя на мантры и харинаму, он со временем осознает свою сварупу, вечный духовный образ, а это напрямую зависит от того, насколько его сердце очистилось от анартх. И так, шаг за шагом придет осознание. Шрила Вишванатха Чакравартипад объясняет, что с приходом света вся тьма рассеивается естественным образом. Это означает, что тьма и свет не могут находиться вместе. Таким же образом, когда сердце садхаки очищается от всех нежелательных качеств: вожделения, гнева и других пороков, то само собой приходит осознание трансцендентного.

Благодаря служению Гуру, Кришне, вайшнавам, а также повторению святых имен и мантр сердце садхаки постепенно очищается, и он начинает осознавать трансцендентное. Далее следует уровень садху-санги, бхаджана-крии, анартха-нивритти, и затем приходит ништха. На самом деле совершенный бхаджан проявляется на уровне ништхи, что означает устойчивость. До уровня ништхи мы совершаем бхакти-абхас, т.е. тень бхакти.

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет: «ништха хойте упаджай премера таранга». В этой шлоке утверждается, что когда бхакта достигает уровня ништхи, то есть стабильности, тогда постепенно волны премы затапливают его сердце. Здесь особую роль играет твердая ништха: нама-ништха (вера в святое имя), гуру-ништха (вера духовному учителю), бхакти-ништха (вера в процесс) – это очень важно. 

Мой духовный учитель Шрила Нараяна Махарадж много раз говорил, что гуру-ништха - это позвоночник духовной жизни. «Сделай или умри!» – вот что означает гуру-ништха. Во время принятия харинамы и дикши мы даем обет, что никогда не оставим повторение святых имен и никогда не оставим Гурудева. Существует десять видов нама-апарадх, оскорблений святого имени, и три первые - самые важные.  Преданные должны всегда о них помнить. Какая первая нама-апарадха? Сатан-нинда – критиковать садху. Никогда не критикуйте садху. Также не пытайтесь разглядывать чьи-то недостатки, старайтесь увидеть свои.

Однажды сито сказало иголке: «О, у тебя есть дырка!» Но оно не видело, что состоит из тысячи таких же дырок. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада говорил: «Сначала попытайтесь увидеть свои недостатки, а потом уже разглядывайте чужие». Он проявил три статуи обезьян, первая из которых закрыла глаза, вторая - заткнула уши, а третья -  закрыла рот рукой. Это значит: не старайтесь видеть чьи-то недостатки, не пытайтесь слушать критику в адрес кого-либо и не говорите ни о чьих недостатках. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху.  Повторяйте святые имена:

Харе Кришна Харе Кришна 
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Никогда не общайтесь с тем, кто критикует гуру и вайшнавов, таков процесс. Итак, первая нама-апарадха - это сатан-нинда, критика вайшнавов. Вторая нама-апарадха - считать, что святое имя по своему могуществу равно имени Шивы. Помните это. Имя Кришны уникально и непревзойденно. У вас должна быть твердая убежденность, что если вы будете повторять святые имена, то ваша жизнь будет успешна.

В особенности в эту Кали-югу Господь вложил всю Свою энергию в эти имена. Но многие люди продолжают поклоняться Сурье, Ганеше и другим полубогам. Однако, имя Кришны ни с чем не сопоставимо. Несмотря на то, что у Кришны много воплощений и инкарнаций, все они неотличны от Него, например, Вишну. Тот же Кришна проявился в образе Вишну на Вайкунтхе. Однако, имя Вишну, произнесенное тысячу раз,   равнозначно произнесению лишь одного имени Рамы. А трижды повторенная рама-нама, то есть имя Рамы, приравнивается к одному имени Кришны. Но если вы сто раз произнесете имя Кришны, это будет тождественно одному имени Радхи.

Таким образом, вы должны понять, что имя Кришны уникально и ни с чем не сопоставимо, ни с одним именем какого бы то ни было полубога. Повторяя имя Рамы, вы сможете достичь освобождения, мукти, но если вы будете повторять имя Кришны, то обретете прему. Поэтому  у вас всегда должна быть вера в то, что имя Кришны является наивысшим. И если кто-то думает, что имя Шивы равнозначно имени Кришны, то это оскорбление. Повторяя нама-апарадху, чистое святое имя никогда не проявится в сердце.

Третья нама-апарадхагуру-авагья. Каково значение этого?  Отвергать гуру. Понимаете? Не следовать его наставлениям. Джива Госвамипад в своей «Хари-бхакти-виласе» написал следующую шлоку :

харау руште гурус трата гурау руште на кашчана
тасмат сарва-прайатнена гурум эва прасадайет

«Если Кришна разгневан, то Шри Гуру защитит вас. Если же духовный учитель недоволен вами, то не будет вам спасенья».
Поэтому все наши усилия должны быть направлены на то, как удовлетворить духовного учителя и получить гуру-крипу (милость гуру):

йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто 'пи
дхйайан стувамс тасйа йаiас три-санхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева! Если он будет доволен мною, то и Господь будет доволен, если же нет, то мне нигде не найти спасения. Поэтому, сосредоточенно размышляя о величии Шри Гурудева, я трижды в день прославляю его в различных ставах и стути».

…В Шримад-Бхагаватам у Авадхуты Махараджа были тысячи шикша-гуру. Что значит шикша-гуру? Это означает, что мы получаем от него определенные уроки. Все вы являетесь моими шикша-гуру. Почему нет? Даже Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорил: «Те, кто слушают мою хари-катху, являются моими защитниками от майи. Сейчас вы можете не понимать этого, но однажды поймете, просто слушайте. Бхактисиддханта Прабхупада объяснял: «Все, кто слушает мою хари-катху, защищают меня от майи. Благодаря вам я могу погрузиться в кришна-катху, поэтому вы являетесь моими гуру. Если бы вы сюда не пришли, как бы я смог  говорить?» Так это или нет? 

Также Гоур Говинда Махарадж давал прекрасную катху. Однажды его спросили: «Почему Вы создаете учеников?» Гоур Говинда Махарадж ответил: «Я не создал ни одного ученика. Я не гуру, я сам хочу стать учеником». Тогда ему сказали: «Так почему же Вы даете им мантры?» Он ответил: «На самом деле все являются учениками гурупада-падмы Нитьянанды Прабху. Я не считаю, что я – гуру». Истинный духовный учитель никогда так не думает. Понимаете? «Все они являются учениками Нитьянанды Прабху, я всего лишь помогаю им». Но обязанность ученика, его ответственность - это оказывать должное уважение Гурудеву. Если вы не отдаете соответственного почтения гуру, то не сможете совершать свои садхану и бхаджан. Также духовный учитель никогда не должен думать: «Я – гуру». Он считает: «Я – ученик». Если бы вы предложили поклоны Бхактисиддханте Прабхупаде, он бы сделал то же самое по отношению к вам. Это потому, что все вы являетесь учениками Нитьянанды Прабху, Баладевы Прабху. Вы читали «Вайшнава-вандану»? Тому, кто получил посвящение или не получал, я предлагаю поклоны. Я знаю на 100%, что вы пока не можете этого понять, но придет время и однажды вы все осознаете. 

Если кто-то думает, что делает тысячи и тысячи учеников, то это не истинный гуру. Духовный учитель считает так: «Я даже не являюсь учеником». А если ученик думает: «Я все отдаю Гурудеву», - значит он не предложил ничего. Но когда он в действительности размышляет: «О, я на самом деле ничего не могу дать гуру и Кришне». Когда такое чувство придет, это означает,  что ученик совершенным образом предался Гурудеву. Таков процесс.

Когда вы думаете: «О, в своей жизни я никогда не совершал садхану и бхаджан, у меня нет ни премы, ничего», - тогда вы действительно на правильном пути. Сам Махапрабху говорил: «У Меня нет ни запаха премы». Когда придет такое настроение, то так много смирения, вайшнава-дайньи, проявится в сердце. Помните, в том спектакле говорилось: «О, ты вайшнав? – Нет-нет, я не вайшнав». Тот, кто на самом деле вайшнав, никогда не скажет, что он является таковым. Он ответит: «Я только пытаюсь стать вайшнавом». 

Из самой глубины сердца должно прийти понимание - я ничего не дал гуру и Кришне. И тогда мы молимся Гурудеву:

гурудев крипа-бинду дийа, коро эи дасе,
тринапекша ати хина

«О Гурудев! Пролей каплю милости, сделай меня своим слугой и помоги стать смиреннее травинки».

Как я говорил вчера, духовный учитель никогда не делает учеников, он создает гуру. Что он делает? Он помогает развить вашу духовную жизнь, являясь помощником. У вас уже все есть, просто это нужно проявить. И гуру молит Кришну за вас. Он думает: «О, он принял у меня прибежище, Кришна, пожалуйста помоги ему». 

Я часто пишу: «Пусть Радхарани благословит тебя». Радхарани - это наш изначальный гуру, поэтому я прошу Ее, чтоб Она благословила вас. Даже Сам Кришна говорит: «Шримати Радхика является Моим према-гуру». Попытайтесь понять, это и есть гуру-таттва. Кришна также говорит, что не является духовным учителем, Его гуру - Шримати Радхика. Он возьмет наше сердце и предложит его Шримати Радхике. 

В своем комментарии к «Шри Брихад-бхагаватамрите» Санатана Госвамипад объясняет: «Кришна будет очень доволен, если все будут служить Шримати Радхике. Он Сам говорит: "Я служу лотосным стопам Шримати Радхики, поэтому вы все служите Ей"». 

Чего хочет гуру от своих учеников? Он думает: «Я служу своим иштадевам Радхе и Кришне, поэтому пусть и мои ученики служат Им таким же образом». Истинный духовный учитель хочет этого. Суть не в том, чтобы считать кого-то своим гуру или чужим. Существует самастика-гуру, это Нитьянанда Прабху, Баладева Прабху. Он является всеобщим гуру. А те духовные учителя, которые присутствуют в этом мире, называются вьястика-гуру. Их долгом является предложить вас общему Гуру. Все должны служить Нитьянанде Прабху.

Нароттама дас Тхакур поет в своем бхаджане:

нитай-пада-камала, коти-чандра-сушитала,
дже чхайайа джагат джурайа
хено нитай вине бхай, радха-кришна паите най,
дридха коридхаро нитаир пайа

«Лотосные стопы Нитая, словно миллионы лун, даруют живительную прохладу. Их тень облегчает страдания целой вселенной. О брат! Без помощи Нитая невозможно приблизиться к Шри Шри Радхе и Кришне. Поэтому крепко держись за Его лотосные стопы».

Истинный долг духовного учителя - предложить всех Нитьянанде Прабху. Вы ходите от одного гуру к другому. Но все они так или иначе предложат вас Нитьянанде Прабху. Куда все попадают в конечном счете? К Нитьянанде Прабху, Баладеве Прабху. А Баладева Прабху затем проявится в образе Ананги Манджари, которая предложит вас Шримати Радхике. Итак, куда же вы направляетесь? Все идут служить к Шримати Радхике! Такова философия Гаудия-вайшнавов -  все служат Шримати Радхике под руководством Рупы Манджари. Вы не можете напрямую отправиться служить Шримати Радхике. Существует канал – дикша-гуру, шикша-гуру, вьястика-гуру, который передает вас самастика-гуру, а тот в свою очередь предлагает вас Шримати Радхике. Но мы не можем напрямую служить Шримати Радхарани. Нам необходимо принять прибежище у Рупы Манджари, без ее разрешения мы не сможем служить Шримати Радхике. 

Нароттама дас Тхакур написал в своей песне: кабе локанатха море… Он молится лотосным стопам своего гуру Локанатхи даса Госвами: «О, когда же мой Гурудев предложит меня лотосным стопам Рупы Манджари? И тогда Рупа Манджари дарует мне служение Шримати Радхике». Таким образом Нароттама дас Тхакур говорит: "Рупа Манджари предложит меня лотосным стопам Шримати Радхики, а затем она даст мне наставления, как служить своей свамини". Так Нароттама дас Тхакур в своем духовном образе Ану-Виласы Манджари прекрасно украшает кунджу Шримати Радхики, стелит Ей восхитительную мягкую постель, и когда Радхика входит туда, Она видит, как все замечательно оформлено. Она спрашивает Рупу Манджари:
- О, сегодня эта кунджа очень красиво украшена. Кто это сделал?
- Все это устроила Твоя новенькая прелестная служанка.
- А как ее зовут?
- Я не знаю. Манджулали Манджари (трансцендентный образ Локанатхи даса Госвами) привела мне эту новенькую девушку.

Затем Шримати Радхика интересуется: «Как тебя зовут?», - а та отвечает: «Мое имя Ану-Виласа Манджари». И тогда Шримати Радхарани дает ей Свои благословения.

Таков процесс. Вы не можете напрямую пойти и служить Шримати Радхике. Только по цепи. Поймите это. Так я это объясняю.

Гаура премананде!


Красноярск, 7 мая 2013